Все флаги в гости будут к нам: что стимулирует деловой туризм в России — РБК Отрасли

Фото: Shutterstock

Объем рынка выставочной отрасли в стране стабильно растет уже несколько лет. По данным Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ), в 2024 году он составил 376,7 млрд руб., увеличившись на 40% по сравнению с 2023 годом (268,7 млрд руб.). В выставочной деятельности задействованы почти 4 тыс. компаний, в которых трудятся около 21,5 тыс. человек, что на 8% больше, чем годом ранее.

По данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), ежегодно в России проводится более 1,5 тыс. выставочных мероприятий. Крупнейшие выставки и форумы, отмеченные Знаком РСВЯ (предполагает приоритетное продвижение мероприятий и другие преференции) и одобренные Международной ассоциацией выставочной индустрии (UFI), проходят в 42 городах России. В них ежегодно принимают участие около 95 тыс. экспонентов из 120 стран, а число посетителей превышает 24 млн человек в год. С 2018 года общее количество только крупных выставочных и конгрессных мероприятий выросло на 11%. И, по оценке РСВЯ, отрасль будет расти как минимум до 2030 года.

Что привлекает туристов

В денежном выражении в 2024 году российский рынок делового туризма вырос на 27% и достиг рекордной отметки 1,05 трлн руб., следует из данных Союза агентств делового туризма. Количество командировок по сравнению с 2023 годом увеличилось на 15%, до 23 млн поездок: представители бизнеса стали в полтора раза чаще (на 49%) путешествовать за рубеж и на 5,6% — по России. Несмотря на растущий интерес бизнеса к зарубежным путешествиям, доля командировок по России, как и в предыдущие годы, стабильно высока — 86%.

Выставки являются ключевым драйвером всей деловой экосистемы, говорят эксперты. По словам директора по коммуникациям ГК «Аэроклуб» Юлии Шадриной, проведение масштабных отраслевых мероприятий увеличивает объем командировок по стране в среднем на 20–30%. Речь идет не только о представителях компаний-экспонентов и партнеров, но и тех, кто приезжает наладить контакты, изучить предложения, поучаствовать в параллельных сессиях.

Растет и число иностранцев, которые посещают российские выставки, говорит Юлия Шадрина: «Мы фиксируем рост активности партнеров из Белоруссии, Китая, Казахстана, Узбекистана, Турции. Сохраняется интерес к российским площадкам со стороны стран БРИКС и ЕАЭС». Помимо официальных делегаций на крупных международных площадках, таких как ПМЭФ и ВЭФ, по ее словам, зарубежный бизнес участвует в деловой жизни России через партнерские компании, совместные стенды, региональные визиты.

По данным фонда «Росконгресс», на прошедшем в июне ПМЭФ-2025 наиболее многочисленные делегации прибыли из Индонезии, Китая, ОАЭ, Бахрейна, Саудовской Аравии. Почти в полном составе был представлен формат БРИКС+.

В целом по итогам 2024 года число иностранных туристов, по данным Минэкономразвития, достигло 1,2 млн человек, из которых 30–40% составили бизнес-путешественники, преимущественно из стран БРИКС.

Организационные возможности регионов

География выставок распределена по России неравномерно. В стране насчитывается около 70 специализированных конгрессно-выставочных центров общей площадью более 1 млн кв. м, говорит заместитель генерального директора компании «Экспоцентр» Сергей Селиванов. По его данным, только 165 российских городов имеют возможность проводить конгрессы и выставки, а специализированные площадки отсутствуют в 55 российских регионах.

Основная часть инфраструктуры сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге — здесь расположено 65% профессиональных выставочных площадей и создается большая часть выручки, по оценкам «Экспоцентра».

По результатам анализа «Аэроклубом» данных о перелетах деловых туристов в первой половине 2024 года, в тройку самых популярных городов наряду с Москвой и Санкт-Петербургом вошел также Сочи. «Эти города имеют наиболее развитую и современную конгрессно-выставочную инфраструктуру, подходящую для деловых мероприятий на 500 и больше участников, включая выставочные центры, отели с деловыми зонами, устойчивую логистику», — говорит Юлия Шадрина. Мероприятия среднего масштаба (100–300 участников), по оценкам активности деловых туристов, проводятся в Казани и Екатеринбурге, активность деловых поездок также отмечается в Красноярске, Иркутске, Новосибирске, Уфе и Тюмени.

Как выставочный бизнес влияет на экономику регионов

Деловой туризм, деятельность в событийной сфере и выставочная индустрия вносят совокупный вклад в российский ВВП в размере 2%, согласно оценкам международной выставочной организации 5pEXPO.

Выставочная деятельность является мощным драйвером для экономики регионов, говорит Сергей Селиванов: «Проведение мероприятий стимулирует развитие бизнеса, создает рабочие места, увеличивает налоговые поступления в бюджеты и способствует формированию якорных событий для регионального туризма и инфраструктуры». По его оценкам, каждый работник выставочной отрасли создает до пяти-шести рабочих мест в смежных отраслях — гостиничном и ресторанном бизнесе, транспорте, торговле.

По мнению президента РСВЯ, генерального директора компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергея Воронкова, извлечь максимальную прибыль от визита туриста, а также стимулировать его к повторным поездкам позволяет bleisure-туризм — объединение деловой повестки с досугом. «Бизнес-турист, который подписал, например, на Петербургском международном газовом форуме выгодный контракт, а затем сходил в Эрмитаж и Мариинский театр и вкусно поужинал в ресторане на Невском проспекте, обязательно вернется в город — и уже с семьей», — говорит эксперт. По оценкам РСВЯ, в России количество поездок, которые можно отнести к концепции bleisure-туризма, ежегодно растет на 30%.

Деловые выставки и мероприятия генерируют цепочку экономической активности в регионе, в том числе в сферах, не связанных напрямую с деловыми услугами, отмечают эксперты. Растет спрос и на авиаперелеты, отели, трансферы, аренду помещений для деловых встреч, культурный или гастрономический досуг, отмечает Юлия Щадрина.

Новые выставочные форматы

В России сегодня популярны мероприятия, связанные с вопросами технологической независимости, устойчивого развития и отраслевой специализации, рассказала Юлия Шадрина. По ее словам, растет число отраслевых мероприятий, посвященных сельскому хозяйству, промышленной автоматизации, фармацевтике, строительству и IТ. Все чаще организаторы комбинируют выставочные форматы с насыщенной деловой программой: форумами, стратегическими сессиями, b2b-переговорами.

Сергей Селиванов обращает внимание на ускоренную цифровизацию выставочной отрасли. «Растет количество узкоспециализированных мероприятий, усиливается нацеленность на прямую экономическую отдачу. В перспективе — дальнейшее развитие онлайн- и гибридных форматов», — говорит эксперт.

Участники рынка уверены, что выставочная индустрия будет развиваться, в том числе и за счет внимания к ней со стороны государства. В конце прошлого года министр экономического развития Максим Решетников заявил, что правительство России работает над наращиванием показателей конгрессно-выставочной деятельности, включая упрощение выдачи виз деловым туристам из ряда стран БРИКС и глобального Юга, создание каталога туристических инвестиционных проектов и развитие выставочной инфраструктуры.

Оцените статью
Avicopress.ru - Туристический портал
Добавить комментарий