Что происходит с рынком подержанных машин, как в действительности новости о возможном изменении правил расчета утилизационного сбора отразились на покупателях и ценах? О том, как выживает вторичка, Autonews.ru рассказал Александр Кузищев — один из самых известных российских перекупщиков и автор телеграм-канала Саша Goodprice.
Утилизационный сбор — это единоразовый платеж, который взимается при производстве или ввозе автомобиля в Россию.
Для частных лиц, покупающих машины для личного пользования, действуют льготные тарифы: 3,4 тыс. руб. за новые автомобили младше трех лет и 5,2 тыс. руб. за машины старше этого возраста. Для компаний суммы несопоставимо выше — так, за автомобиль до трех лет с мотором объемом 1–2 л нужно заплатить 667,4 тыс. руб., а при двигателе 2–3 л сбор уже составляет 1,875 млн руб. Эти ставки ежегодно пересматриваются.
С 1 ноября 2025 года Минпромторг предложил изменить принцип расчета утильсбора: вместо объема двигателя будет учитываться его мощность. При этом льготы сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 л.с., а все, что выше, попадет под коммерческие ставки. Как поясняют в министерстве, новая схема призвана учитывать современные тенденции в автопроме и растущую популярность более мощных силовых установок.
Что происходит на рынке из-за «утиля»
Кузищев отметил, что изначально не верил в возможность резкого повышения утилизационного сбора. По его словам, заявленные ставки выглядели нереалистично высокими и он был уверен, что такое решение вряд ли допустят.
Автор телеграм-канала «Саша Goodprice» Александр Кузищев
По его мнению, целью инициативы о повышении утильсбора могло быть оживление автомобильного рынка. Он напомнил, что с прошлого октября рынок заметно замер, вслед за чем началось постепенное снижение цен на вторичке. К настоящему времени, отметил эксперт, автомобили подешевели весьма ощутимо.
Он добавил, что инициатива, вероятно, была направлена не столько на поддержку частников или перекупщиков, сколько на стимулирование продаж в автосалонах, где за последний год ситуация оставалась крайне сложной.
«Речь идет о машинах в салонах у официальных дилеров — как новых, так и с пробегом, потому что они последний год плачут. У них же все-таки обязанности очень большие. Это перекуп сам на себя работает. А тут сотни сотрудников, им нужно платить, аренду оплачивать», — подчеркнул Goodprice.
Кузищев рассказал, что одна из крупнейших дилерских сетей за последние полгода понесла убытки в размере около 5 млрд руб. Поэтому, по его словам, задача заключалась в том, чтобы «расшевелить» рынок и вернуть покупателей в шоурумы.
По наблюдениям эксперта, эффект действительно проявился: продажи пошли вверх, автосалоны оживились, активнее стали вести себя и покупатели на вторичном рынке. Хотя, уточнил Кузищев, нынешний спрос нельзя назвать ажиотажным — последний бурный всплеск активности наблюдался в сентябре-октябре прошлого года, после чего рынок замер, а цены начали снижаться.
«Не сказать, что сейчас какой-то сумасшедший спрос. Наверное, последний раз такое было в сентябре-октябре прошлого года. После этого все замерло, и цены пошли вниз», — заявил он.
Какие машины сложно продать
Что касается предпочтений покупателей, то здесь, по словам Кузищева, принципиальных изменений не произошло. Наибольшим спросом по-прежнему пользуются «народные» модели вроде Toyota Camry и относительно доступные машины от Hyundai и Kia.
Тогда как дорогие бизнес-седаны — старые Mercedes S-Class, BMW 7-й серии, Audi A8 или Jaguar — остаются неликвидными. Однако, добавил он, и такие автомобили находят своих покупателей, если выставлены по адекватной цене.
«Неликвидными остаются все эти памятники. Но, опять же, как я не раз говорил: не бывает плохой машины, бывает плохая цена», — добавил специалист.
Эксперт подчеркнул, что соотношение спроса и предложения на рынке остается сбалансированным: массовых моделей много, и их активно покупают, тогда как дорогих машин меньше, но и желающих приобрести их немного. В целом, считает Кузищев, после обсуждения темы утильсбора торговля на вторичном рынке вновь начала понемногу оживать.
А вот выделить конкретного лидера или аутсайдера по продажам сегодня невозможно.
Что происходит с ценами
По его словам, несмотря на разговоры о возможном росте цен, на вторичном рынке подорожания не произошло. Цены остались на уровне последних месяцев, когда они уже стабилизировались после длительного периода снижения. Эксперт объяснил это тем, что продавцы просто опасаются поднимать стоимость своих машин. Многие выставляют автомобили на продажу по несколько месяцев, и, по мнению Кузищева, психологически им сложно внезапно повысить цену на тот товар, от которого они и так долго не могут избавиться.
«Представьте, частник продает машину полгода. И тут ему кажется, что можно поднять цену, но он это не может психологически сделать, потому что он уже хочет хоть как-то продать», — отметил Goodprice.
Он добавил, что часть автовладельцев воспользовалась «пугалкой» о повышении утильсбора, чтобы быстрее продать автомобиль, тогда как другие решили выждать и временно сняли объявления, опасаясь продешевить перед возможным подорожанием. В итоге на рынке стало меньше предложений, и покупатели выбирают из ограниченного числа доступных машин, что также поддерживает спрос.
Какие машины не подорожают
Goodprice признался, что сейчас ему как перекупщику сложнее торговаться при выкупе — продавцы менее охотно идут на скидки, надеясь, что их автомобили вскоре подорожают.
Говоря о будущем, эксперт предположил, что после Нового года повышение утильсбора действительно может состояться, но вряд ли в тех масштабах, о которых ранее говорили. Он уверен, что речь может идти лишь о частичном увеличении, которое затронет в первую очередь новые автомобили и машины младше пяти лет, ввозимые по параллельному импорту. Старой вторички, подчеркнул Кузищев, это не коснется, поскольку автомобили старше семи лет уже давно нецелесообразно пригонять из-за высоких тарифов.
Подводя итог, эксперт отметил, что история с утильсбором, по сути, сыграла положительную роль — рынок действительно оживился. Пусть и не в тех масштабах, как в периоды ажиотажного спроса, но, по его словам, сейчас ситуация нормализовалась.
«Были времена, когда и белорусы к нам ехали. Народ все что можно покупал, лишь бы деньги не пропали. Сейчас такого нет», — заявил специалист.
Рынок пришел в состояние спокойной, здоровой активности, каким он был до пандемии, без резких скачков валют и панических настроений, заключил Кузищев.
Читайте также:
- «Паника на вторичке». «Метод Малова» — о дешевых BMW и казахской схеме
- Рост цен машин до 160 л.с. Fresh Auto — о новом «утиле» и выборе моделей
- Падение спроса и новые «бюджетники». Что будет после пересмотра «утиля»
Авторы Теги Алексей Панков