Как развитие транспорта, школ и дорог помогает экономике — РБК Отрасли

Фото: пресс-служба

В 2024 году, по данным исследовательской компании Sherpa Group, общие бюджетные вложения в инфраструктуру составили 2,9 трлн руб., что на 2% меньше, чем в 2023-м. Отношение бюджетных вложений в инфраструктуру к объему ВВП России, по подсчетам аналитиков компании, в последние пять лет снизилось — с 2,2% в 2020-м до 1,4% в 2024 году.

В 2025 году прогнозируется увеличение расходов бюджетов всех уровней на инфраструктуру на 5–6%, говорит генеральный директор Sherpa Group Александра Галактионова. Но этот рост, по ее словам, будет практически сопоставим с инфляцией на уровне 6–7%, ожидаемой Банком России.

Частные инвестиции в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), которое применяется в большинстве проектов создания инфраструктуры с привлечением внебюджетных источников, по данным Минэкономразвития РФ, в прошлом году составили 1,8 трлн руб. Всего в проекты ГЧП было инвестировано 2,4 трлн руб., что является рекордным показателем, сообщал в мае первый заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников. Однако механизм ГЧП в реализации инфраструктурных проектов России пока используется в три раза реже, чем госзаказ, говорят эксперты.

По оценкам компании «ВТБ Инфраструктурный холдинг», для реализации оптимистичного сценария развития инфраструктуры до 2035 года необходимы инвестиции в размере 24,8 трлн руб., что приведет к дополнительному ежегодному росту ВВП на 1,5%, созданию почти 374 тыс. новых рабочих мест и улучшению качества жизни более 74 млн человек. В частности, требуемый объем инвестиций в транспортно-логистические коридоры составляет 9,6 трлн руб., науку и высшее образование — не менее 1,6–1,8 трлн руб. Вложения в центры обработки данных и реализацию нацпроекта «Экономики данных» в ближайшие шесть лет, по прогнозам «ВТБ Инфраструктурный холдинг», могут составить около 1,6 трлн руб.

При этом среднегодовые инвестиции, например, в транспортную инфраструктуру в нашей стране примерно в 1,5 раза ниже среднемировых значений, отмечала ранее партнер консалтинговой компании Б1 Ольга Архангельская. Кроме того, по ее словам, лишь около 30% идет на строительство новых объектов, а остальные расходуются на ремонты и реконструкцию. Преобладание затрат на поддержание инфраструктуры над новым строительством характерен и для других отраслей, говорит эксперт.

Какой эффект дает развитие инфраструктуры

За предыдущие пять лет в России было возведено достаточно много значимых проектов инфраструктуры. По данным российского правительства, с 2019 по 2024 год в числе прочего было уложено около 1 млрд кв. м дорожного покрытия, реконструированы взлетно-посадочные полосы в Кемерово, Томске и Якутске, открыты аэровокзалы в Улан-Удэ, Ставрополе, Новокузнецке, Чебоксарах, Казани и Магадане, начато строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Также проложено 3,4 тыс. км инженерных сетей и построено 1,5 тыс. систем питьевого водоснабжения, благоустроено 32 тыс. общественных пространств и более 41 тыс. дворовых территорий. Растут вложения в туристическую инфраструктуру — в прошлом году они превысили 1 трлн руб., что на треть больше, чем годом ранее, сообщил в июне председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Значительная часть инфраструктурных проектов реализовывалась в рамках национальных проектов «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда» (с 2025 года нацпроект «Инфраструктура для жизни»).

На финансирование 40 инфраструктурных проектов в приоритетных отраслях через программу «Фабрика проектного финансирования» в 2025–2027 годах из федерального бюджета будет выделено около 225 млрд руб., отмечает проректор по научной работе Финансового университета при правительстве России Светлана Солянникова.

В конце августа правительство РФ расширило перечень крупных инфраструктурных проектов, получающих финансирование в рамках государственных программ и Фонда национального благосостояния (ФНБ). В список было добавлено 29 новых позиций, в том числе строительство медицинского блока для создания клинического центра ионной углеродной терапии в городе Протвино Московской области, создание экспериментально-стендового комплекса космических плазменных двигателей и технологий на базе Курчатовского института в Москве, строительство научно-исследовательских судов.

Все эти проекты — вклад в долгосрочное развитие страны и регионов, качество жизни людей, кооперацию между промышленными кластерами и бизнесом, говорит директор по реализации федеральных проектов развития Школы управления «Сколково» Ирина Миронова.

Чем лучше в стране развита инфраструктура, тем ниже издержки национальных производителей, в том числе на транспортировку, энергоснабжение, водообеспечение, что повышает их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках, отмечает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Дмитрий Кувалин.

Развитие инфраструктуры в отдаленных регионах, по его словам, позволяет получать дополнительные объемы полезных ископаемых, выравнивать региональное развитие, стимулировать туризм, транспортные сети облегчают экспорт, обеспечивают диверсификацию импорта и обслуживание транзитных перевозок. Для регионов инфраструктурные инвестиции — это катализатор экономического роста и социальной стабильности особенно в условиях неоднородности развития страны, отмечает управляющий директор по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских.

Ключевые векторы развития

Инфраструктурное строительство относится к отраслям, которые обеспечивают наиболее значительные мультипликативные эффекты для экономики, говорит Дмитрий Кувалин. В первую очередь потому, что доля импорта в затратах строительной отрасли гораздо меньше, чем в большинстве других секторов, поясняет он: цемент, бетон, сортовой прокат, щебень и многие другие ключевые материалы российские строители закупают практически исключительно у отечественных производителей.

По мнению Светланы Солянниковой, необходимо также наращивать и стимулировать инвестиции в производственно-технологический сектор — обрабатывающую промышленность, IТ и телеком, сферы транспортировки и хранения, а также в железнодорожную инфраструктуру.

Инвестиции в создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях способствуют росту внутреннего туризма и приносят деньги в регионы, говорит Ирина Миронова.

По оценкам ИНП РАН, сегодня 1 руб., потраченный в строительстве, обеспечивает прирост ВВП страны на 1,6–1,7 руб., а также прирост доходов консолидированного бюджета примерно на 0,3 руб. По словам Дмитрия Кувалина, это одни из лучших отраслевых мультипликаторов.

При этом мультипликативные эффекты, по словам Александры Галактионовой, зависят от вида создаваемой инфраструктуры: например, для линейных объектов — автодорог, железных дорог, мостов — они самые высокие, до 2–3 руб. инвестиций в создаваемые сопутствующие объекты на каждый рубль, инвестированный в проект. Для социальной и коммунальной инфраструктуры — самые низкие, говорит Александра Галактионова: «Такие объекты, как правило, вспомогательные и создаются там, где уже есть недвижимость, то есть возможность для новых инвестиций ограничена».

Директор департамента налогов и права аудиторско-консалтинговой компании «Деловые решения и технологии» (ДРТ, ранее — офис Deloitte в России) Юрий Халимовский отмечает, что с точки зрения запроса на инфрастуктурные инвестиции отрасли жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения, которые традиционно страдают из-за низких темпов обновления и развития, являются наиболее нуждающимися. «Этим сферам соответствуют крупнейшие национальные проекты, однако экономический эффект от них отсроченный», — говорит Юрий Халимовский.

Оцените статью
Avicopress.ru - Туристический портал
Добавить комментарий