Какие автомобили из-за реформы Минпромторга могут подорожать сильнее остальных, кому придется доплатить сотни тысяч рублей, а кому — несколько миллионов? О том, смогут ли импортеры предложить покупателям доступные модели из Японии, Кореи и Китая, Autonews.ru рассказала руководитель отдела маркетинга ГК «Япония-Трейд», специализирующейся на продаже и доставке автомобилей из-за рубежа, Дарья Саморукова.
Утилизационный сбор — это единоразовый платеж, который взимается при производстве или ввозе автомобиля в Россию.
Для частных лиц, покупающих машины для личного пользования, действуют льготные тарифы: 3,4 тыс. руб. за новые автомобили младше трех лет и 5,2 тыс. руб. за машины старше этого возраста. Для компаний суммы несопоставимо выше — так, за автомобиль до трех лет с мотором объемом 1–2 л нужно заплатить 667,4 тыс. руб., а при двигателе 2–3 л сбор уже составляет 1,875 млн руб. Эти ставки ежегодно пересматриваются.
Минпромторг предложил изменить принцип расчета утильсбора: вместо объема двигателя будет учитываться его мощность. При этом льготы сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 л.с., а все, что выше, подпадет под коммерческие ставки. Как поясняют в министерстве, новая схема призвана учитывать современные тенденции в автопроме и растущую популярность более мощных силовых установок. Пока, правда, первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу проработать отсрочку для введения новых правил расчета утильсбора.
Дарья Саморукова
Что будет с ценами на машины после повышения утильсбора
В случае принятия новых ставок утилизационного сбора автомобили могут существенно подорожать — от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей — в зависимости от категории и мощности двигателя.
Саморукова напомнила, что базовая ставка в 20 тыс. руб. будет умножаться на коэффициент, зависящий от мощности. Для новых автомобилей мощностью 160–190 л.с. сбор может составить около 750 тыс. руб., а для подержанных — более 1,1 млн.
Например, для Toyota RAV4 2021 года с 2,0-литровым мотором на 171 л.с. утильсбор по новой формуле составит примерно 1,24 млн руб., и это без учета стоимости машины, фрахта и пошлин. Эксперт подчеркнула, что подобный рост особенно болезненно ударит по сегменту автомобилей из Кореи и Китая, а также по гибридным и электрическим моделям. В результате общая стоимость таких машин может увеличиться почти вдвое, что фактически поставит крест на их привлекательности для массового покупателя.
«Повышение утильсбора приведет к удорожанию на уровне, сопоставимом с ценой самой машины в бюджетном и среднем сегментах», — заявила Саморукова.
Кто останется на рынке после введения нового утильсбора
Эксперт считает, что возможное повышение утилизационного сбора приведет к заметному сокращению числа участников рынка. В первую очередь под удар попадут небольшие и средние компании, которые не смогут выдержать новые финансовые нагрузки и сохранить конкурентные цены.
По сути, для многих из них речь пойдет не о снижении прибыли, а о борьбе за выживание, уверена она. При этом последствия затронут не только самих импортеров, но и смежные бизнесы — склады временного хранения, транспортные и сервисные компании, а также логистические цепочки.
«Больше всего рискуют небольшие и средние компании, которые не смогут «переварить» дополнительные издержки и сохранить конкурентную цену. Это коснется не только импортеров, но и всей инфраструктуры вокруг автоимпорта», — считает собеседница Autonews.ru.
Что ждет бюджетный автосегмент после повышения утильсбора
Саморукова предупредила, что в случае введения нового расчета утильсбора рынок станет более закрытым и зависимым от крупных игроков, а доля доступных автомобилей резко сократится.
Ожидаемо пострадает сегмент гибридов, популярных из-за экономичности и технологичности. В итоге покупатели столкнутся с подорожанием, увеличением сроков поставки и уменьшением ассортимента.
«Это ударит не только по бизнесу, но и по покупателю: для конечного потребителя это все равно означает рост цен и сроков доставки», — отметила Саморукова.
По ее мнению, грядущее повышение утильсбора — это скорее инструмент, который перераспределит влияние в пользу крупных компаний. В таких условиях потребители рискуют остаться с ограниченным выбором и завышенными ценами, а малый и средний бизнес — потерять возможность работать на этом рынке.
Также по просьбе Autonews.ru эксперт составила список моделей, которые могут исчезнуть с российского рынка. В их числе:
- Hyundai Palisade;
- Toyota Crown;
- Subaru Levorg;
- Nissan Note E-Power;
- Kia K5.
Тем не менее есть модели, которые можно будет ввозить, не оплачивая повышенный утильсбор:
- Mitsubishi RVR;
- Toyota Premio;
- Toyota Harrier;
- Haval H6;
- Subaru Forester SG5;
- Nissan X-Trail;
- Mazda CX-5;
- Toyota Noah/Voxy;
- Hyundai Casper.
Читайте также:
- «Их нельзя продать». Goodprice — о пугалке с «утилем», ценах и неликвиде
- Эти «европейцы» не подорожают из-за нового утильсбора. Модели и цены
- «Паника на вторичке». «Метод Малова» — о дешевых BMW и казахской схеме
Авторы Теги Алексей Панков