Успенский собор – один из наиболее значимых исторических и архитектурных памятников России, расположенный в Московском Кремле. Этот собор, который служит сакральным центром православной веры, сочетает в себе величие и красоту московской архитектуры XV века.
- Особенности Успенского собора
- Знаковое место в Московском Кремле
- 3начение в истории России храма Успения Божией Матери
- История возведения Успенского собора в Москве
- Кто является архитектором и автором святого храма
- Первые этапы строительства при царе Иване Калите
- Архитектурные изменения сооружения
- Главный собор Кремля и коронации
- Архитектура и дизайн собора Успения Пресвятой Богородицы
- Как выглядит церковь: описание внешнего вида
- Уникальные архитектурные детали и символика
- Кто расписывал интерьер постройки
- Иконостас
- Роль Успенского собора в православии и культуре
- Место поклонения и проведения богослужений
- Православные святыни
- Значимые события, проводимые в соборе
- Значение храма как исторического и архитектурного памятника
Особенности Успенского собора
Потрясающая архитектура, богатство интерьера и историческая ценность привлекают в Успенский собор множество туристов из разных уголков мира. Рассмотрим его особенности подробнее.
Знаковое место в Московском Кремле
Успенский кафедральный собор во все времена был свидетелем роста и развития России. Судьба этого храма далека от спокойной — его разрушали, поджигали, разграбляли войска Наполеона, подвергали обстрелам в Гражданскую войну, однако он смог сохранить свою неповторимость.
Собор был восстановлен трижды. Нынешний вариант является украшением Москвы благодаря своей грандиозности и исторической важности. Он является великолепным дополнением архитектуры Соборной площади. Успенский собор Московского кремля до сих пор остается духовным центром Москвы и всей России.
3начение в истории России храма Успения Божией Матери
Успенский собор, расположенный в сердце Московского Кремля, имеет огромное значение для истории России. Возведенный в XV веке собор во все времена своего существования являлся одним из главных православных храмов страны и местом, где были коронованы на царствование российские монархи.
В течение столетий Успенский собор являлся свидетелем ключевых событий истории Российского государства. Также он имеет символическое значение для православных верующих. Здесь хранится старейшая русская икона Святого Георгия, которая является одной из самых почитаемых в Русской Православной Церкви. Службы и богослужения, проводимые в этом святом месте, привлекают православных верующих со всей страны и из-за рубежа.
Сегодня Успенский собор — это одна из основных туристических достопримечательностей Москвы. Здесь миллионы посетителей открывают для себя красоту русской архитектуры и проникаются чувством гордости, находясь в этом историческом месте.
История возведения Успенского собора в Москве
Главный коронационный собор Московского Кремля неоднократно был разрушен, но всегда возрождался и с каждым разом становился все прекраснее.
Кто является архитектором и автором святого храма
В строительстве первого деревянного храма были задействованы древнерусские архитекторы Мышкин и Кривцов. Но, к сожалению, их работа не простояла и нескольких лет, и в итоге разрушилась. В дальнейшем князь Иван III привлёк к созданию главного кремлевского храма известного архитектора, иностранца Аристотеля Фиораванти.
После выполнения своей главной работы в Москве зодчий остался в Московском княжестве и даже участвовал в завоевательных кампаниях Ивана III.
Однако жизнь мастера архитектуры в России была трагической. Когда Фиораванти попросил разрешения для возвращения на родину, Иван III отказал ему. В попытке сбежать, архитектор был пойман и заключен в темницу, так как его побег был расценен как предательство.
В истории России навсегда останется имя итальянского архитектора, который создал сердце православия в Кремле — Успенский собор. Этот величественный комплекс, где на государственном уровне принимались решения и венчались на царство Рюриковичи и Романовы, стал символом веры и святости для всех православных христиан.
Первые этапы строительства при царе Иване Калите
Первое деревянное здание Успенского собора начали строить в 1326 году по указу московского князя Ивана Калиты. Стройка была благословлена главным митрополитом Руси Петром. Это был небольшой собор, расположенный у стен Московского Кремля, построенный по образцу Владимирского храма. Однако в 1337 году он получил серьезные повреждения от крупного пожара.
Князь Иван пришел к выводу, что Москва заслуживает более величественного главного храма. После одобрения главного русского священнослужителя Филиппа, был издан указ о возведении более грандиозного соборного здания, который должен был стать ядром православия не только в Москве, но и во всей России. Для осуществления этой задумки был организован сбор средств.
Строительство продолжалось 4 года, но, когда собор был практически завершен, землетрясение разрушило новую церковь. Жители Москвы посчитали этот случай знамением свыше. Современные исследователи утверждают, что землетрясения в те годы в Москве не было, и причина обрушения была связана с проектной ошибкой Мышкина и Кривцова, которую они допустили при возведении постройки.
Архитектурные изменения сооружения
В третий раз собор попытались возвести уже при московском царе Иване III. Он, будучи мудрым правителем и понимая необходимость грамотного подхода к строительству, решил привлечь иностранного зодчего для этой работы. Аристотель Фиораванти, один из лучших архитекторов своего времени, согласился на предложение русского монарха.
Интересный факт. Торжественная церемония заложения фундамента произошла в 1472 году. Жителей Москвы восхитила быстрота строительства храма и использованные при этом новаторские методы.
Фиораванти, зная о «землетрясении», учел все недоработки своих предшественников. По велению архитектора в столице в сжатые сроки построили завод по производству кирпича. Для укрепления фундамента использовались опоры из дуба, забитые вглубь на пять метров. Стены главного храма были построены из двух слоев кирпича, а также перевязаны металлическими прутами.
При строительстве арочных перекрытий впервые применили цельные блоки из камня, вырезанного под нужные размеры. Внутри храма зодчий разместил 6 прочных колонн из кирпича, позволяющих сохранить большое пространство внутри.
В стилистике фасадов собора заметно влияние архитектуры нескольких древних и средневековых скульптур:
- Византии;
- Древней Руси;
- Скандинавские готические мотивы.
Стройка нового собора продолжалась более 4 лет. Он восхитил своих современников и до сих пор впечатляет москвичей великолепием, обширным внутренним пространством и изысканным интерьером. Для расписывания храма были приглашены искусные художники.
Митрополит Геронтий, глава Русской православной церкви при Иване III, освятив новый храм, открыл его для прихожан. На этом торжественном событии присутствовал московский князь и большое количество народа.
После освящения продолжалось расписывание внутренних сводов и стен, но собор при этом не прекращал свои богослужения.
Богатое убранство собора было разграблено во время нападения французского войска во главе с Наполеоном. Когда враги захватили Москву, они превратили Успенский собор в императорскую конюшню, а все богатства вывезли во Францию. По свидетельствам современников, французы выкрали из храма более 100 кг золота и 5 тонн серебра, которые были частью императорской казны. По окончанию войны вернуть удалось лишь малую часть разграбленного.
Главный собор Кремля и коронации
В 1492 году молния ударила в центральную часть Успенского собора, он загорелся. После этого христианам пришла мысль, что конец света уже на пороге. Тогда возникла идея Москвы как «Третьего Рима», и она начала проникать в сознание людей. В обществе возникла потребность каким-либо образом связать светскую власть и православную веру.
В 1498 году в Успенском соборе Иван III впервые короновал своего малолетнего внука Дмитрия. Несмотря на то, что он не смог восседать на престоле, великая династия русских князей и царей продолжала обретать свое величие в стенах Успенского собора. Отныне здесь проводилась не только церемония коронования царей, но и рукоположение митрополитов, погребение патриархов.
Интересный факт: в Успенском соборе на царство был венчан Лжедмитрий I, который здесь же венчался на брак и на царство со своей возлюбленной Мариной Мнишек. Через сто лет Петр I повторил этот обряд, венчаясь на совместное царствование и перед Богом с Екатериной I.
В 1613 году Успенский собор стал местом восшествия на престол Михаила Романова, что положило конец Смуте в русской истории. Под его началом в стране воцарился мир. Здесь же приняла православие немецкая принцесса София Августа Фредерика, впоследствии ставшая императрицей Екатериной II Великой.
Архитектура и дизайн собора Успения Пресвятой Богородицы
Своеобразный образ Успенского собора привлекает внимание своей гармоничной традиционностью.
Как выглядит церковь: описание внешнего вида
Соборные пятиглавые купола покрыты позолотой. Многочисленные арки и колонны в сочетании с белокаменными стенами придают храму величественный, монументальный вид. Колонны, которыми поддерживается основной свод, открывают большое пространство внутри и позволяют ему вместить в себя сразу большое количество человек.
Декорированный арками и колоннами пояс подразделяет собор по линии горизонта на две части. Изящные узковатые оконные проемы придают зрительную воздушность всему строению. Порталы на западе, севере и юге, украшенные рисунками арок, являются главными входными зонами в храм.
Высокие лестницы с широкими площадками предназначены для входа государей и иерархов. Пять золотых глав собора, компактно расположенные вокруг центрального купола, завершают всю композицию и придают ей законченность. Эти пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех Евангелистов, являющихся главными символами православия.
Есть несколько черт, которые присущи архитектуре Успенского собора:
- архангелы с Богородицей на иконописи в закомарах;
- на алтарной стороне имеются небольшие выступы;
- каждая сторона фасада подразделяется пилястрами и пояском на одинаковые части и по высоте, и по ширине;
- форма куполов не одинаковая.
Медные врата с библейскими изображениями на западной стороне, через которые входили члены царской семьи, помнят слезы 16-летнего Михаила Романова при его коронации. Итальянский архитектор смог воплотить образ веры и власти в этом соборе, и органично вписал его в ансамбль Соборной площади.
Уникальные архитектурные детали и символика
Собор, впервые в русском зодчестве выполненный с несколькими куполами и при этом не разделенный внутри, стал новаторским решением древнерусской архитектуры. Внутри храма межэтажные арочные перегородки расположены крестообразно, при этом опорой для них служат стеновые выступы и столпы.
Отличительной особенностью собора является архитектурный стиль, отличный от привычного на Руси крестово-купольного храма. Благодаря своему простору и огромному потоку солнечного света, в помещении создается величественная атмосфера торжественности православного храма.
Особенно хорошо уникальность собора ощущается при входе внутрь постройки. Используя новаторские идеи и технологии, строителям удалось воплотить в жизнь пространственное разделение храма и при этом не допустить тесноты в его стенах. В помещении храма посетители чувствуют себя словно в большом зале дворца, где вся площадь пронизана солнечным светом.
Кто расписывал интерьер постройки
Успенский собор Московского Кремля славится своими великолепными фресками и росписями, которые являются признанными произведениями искусства, имеющими мировое значение. Посетители храма, рассматривая его православный декор, ощущают себя в доме Господнем. Это особое чувство дарит прихожанам душевное умиротворение и причастность к чему-то великому.
Украшение храма росписями велось с XV века. Первые работы проводились Дионисием в период с 1482 по 1515 гг. После пожара в 1626 года большая часть росписей древнего иконописца были утрачены. Собор пережил серьезную реконструкцию и был по новой расписан.
Стены храма и его архитектурные элементы создают эффект свода, воссоздавая небеса. В куполах храма просматриваются изображения Господа, наверху стен — евангельские мотивы, в 2-х последующих этажах — сцены из жизни Богоматери, а внизу — иконы 7 Вселенских соборов.
На западе храма расположена знаменитая икона «Страшный Суд», которая отражает идею ответственности за справедливую или грешную жизнь. Колонны храма украшены множеством изображений великомучеников. Всего в храме присутствует 249 библейских сюжета и 2066 отдельно взятых изображений.
Иконостас
Иконостас Успенского собора — уникальное сооружение, возвышающееся практически до самого потолка.Он украшен почти 7 десятками святых ликов, среди которых есть особо почитаемые иконы. Одной из них является «Спас Златая Риза», ранее полностью перекрытая золотой пластиной, играющей роль оклада. Согласно легенде, это оригинальное творение было написано лично правителем Византии Мануилом.
На святом образе изображен Иисус с благовестной приподнятой рукой. По легенде, однажды правитель решил судить священнослужителя за вмешательство в управление церковью, чего им было не позволено. Когда Мануил спал, ему приснился Христос, опускающий свою руку и демонстрирующий покорность перед верой. Проснувшись, монарх понял, что и на написанном им лике рука показывает по направлению вниз.
Схематичное расположение икон в иконостасе Успенского собора
Праотеческий чин | Праотцы | Икона “Отечество” в окладе | святители |
Пророческий чин | пророки Ветхого завета | Богоматерь | пророки Ветхого завета |
Праздничный чин | Иконы православных праздников Рождества, Благовещения, Троицы, Вознесения и других | ||
Деисусный чин | Архангел Михаил и апостолы | икона “Спас Вседержитель в силах” | Архангел Гавриил и апостолы |
Местный чин | Христос и храмовый образ Успения | Царские врата | Богоматерь и наиболее чтимые ее образы |
Опираясь на это поверье, патриарх Никон поместил «Спаса» в самом центре иконостаса Успенского собора, демонстрируя тем самым преимущество власти православной над властью светской. Рядом с ней находится лик «Успения», созданный самолично главным священнослужителем Руси Петром, и одна из древнейших русских икон — «Спас Ярое Око» (1500-е годы), созданная специально для храма во времена правления царя Ивана Калиты.
Знаковая икона на иконостасе — Владимирская Богоматерь, созданная византийскими мастерами в XII в. и сейчас находящаяся в Третьяковской галерее. С левой стороны от ворот алтаря на иконостасе видны фрески каменной алтарной преграды, созданные во время строительства собора и до сих пор не подвергшиеся реставрации.
Еще одна древнейшая икона в Успенском соборе располагается отдельно от всего иконостаса, в левой стороне в киоте — это икона святого Георгия (XII век).
Кроме вышеперечисленных, в соборе хранится множество оригинальных икон XVI-XVII веков.
Роль Успенского собора в православии и культуре
Успенский собор московского Кремля сочетает в себе историческую ценность, архитектурную красоту, национальное и религиозное самосознание россиян. Он является свидетелем тысячелетней истории России, местом, где оживает прошлое и настоящее, история и искусство.
Место поклонения и проведения богослужений
Успенский собор имеет статус Патриаршего храма, поэтому все богослужения проводятся здесь только по согласованию с Патриархом Всея Руси. Как правило, ежегодно служба здесь проводится в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Помимо этого, попасть на службу в главном кафедральном соборе России можно в день поминовения равноапостольных Петра и Павла и в день памяти мученика Дмитрия Совунского. Иногда по инициативе патриарха проводятся праздничные литургии — например, в честь Крещения Руси или в память о значимых для православной церкви личностях. На такие богослужения можно попасть по специальным приглашениям.
При этом посетить Успенский собор Московского Кремля в статусе музея может любой желающий. Он работает ежедневно (кроме четверга) с 9 утра до 5 вечера. Билеты на помещения музея следует приобретать в кассах Александровского сада.
Православные святыни
- Риза Господня.
Одна из главных святынь православия. Золотой оклад, который обрамляет ризу, появился в соборе в 1625 году. В него помещены подлинные одеяния, которые носил Иисус при жизни. Такая редкая святыня оказалась в нашей стране после того, как была принесена в дар молодому царю Михаилу Романову шахом Персии Абасом. При завоевании территории современной Грузии персидский правитель вместе с войском ворвался в храм в Цхете, где в сокровищнице и хранился этот священный хитон.
Дабы угодить русскому монарху, Абас послал святыню гонцами, сопроводив их дарственной грамотой. В ней указывалось, что этот хитон был снят с тела Иисуса одним из его палачей-грузинов, участвовавшем в распятии. Подлинность святыни позже была подтверждена. Позже Ризу разделили на 4 части и распределили по 4 православным храмам:
- Успенский собор в Москве;
- Софийский собор в Киеве;
- Соборный храм Петропавловской крепости в Петербурге;
- Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце Санкт-Петербурга.
- Гвоздь Гроба Господня
Эта святыня является одним из гвоздей, которыми прибивали Иисуса к кресту. Согласно Библии, гвоздь из Голгофы был отправлен царем Константином правителю Грузии Мириаму. До 1688 года он находился в Грузии, а в Москву его привез лично царь Арчил Вахтангович. При попытке вернуть святыню на грузинские земли, гонца остановили. По приказу Петра I святыня была отправлена в Собор Успения Богородицы в Кремле.
- Святые лики
Успенский собор славится и своей коллекцией икон. Из них особенно ценна икона Божией Матери Владимирская. Ее привезли в Москву по указу царя Василия I в 1385 году. Здесь также хранятся святые лики «Богоматерь Одигитрия», «Троица» и «Святой Георгий». Большая часть этих реликвий было доставлено в Москву при Иване IV. Они были привезены из разных уголков страны.
У стены на севере находятся иконы, доставленные в 1923 году монахами монастыря на Соловетчине. Особо почитаемыми из них считается икона «Богоматерь Боголюбская».
- Захоронения патриархов и митрополитов
Успенский собор стал местом захоронения митрополитов и патриархов. Впервые главный священнослужитель страны был захоронен здесь в 1332 году — это митрополит Петр, по инициативе которого Иван Калита и начал возведение этого собора. Всего здесь 19 захоронений, которые расположены у стен храма. Надгробия с пояснениями были смонтированы на них во второй половине XVI века.
Наиболее известные и почитаемые священнослужители, захороненные в Успенском соборе:
- Святитель Фотий;
- Святитель Гиронтий;
- Святитель Филипп II;
- Московский митрополит Симон;
- Патриарх Филарет;
- Патриарх Адриан.
Значимые события, проводимые в соборе
Одно из самых значимых событий, проходящих в Успенском соборе — божественная литургия на престольный праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Службу проводит патриарх Всея Руси. На литургии присутствуют видные государственные деятели, депутаты и министры. Все они несут церковную службу в храме и причащаются
Трансляция литургии ведется в прямом эфире на федеральных телеканалах. Патриарх и протоиереи возносят молитвы о благополучии России и всего русского народа. Успение Богородицы — это один из самых значимых церковных праздников, равный Рождеству Христову и Святой Пасхе, отмечаемый в храме с участием руководителей государства.
Значение храма как исторического и архитектурного памятника
Успенский собор — архитектурный шедевр, заслуживающий особого внимания исследователей Древней Руси и любителей истории. Его значение как исторического и архитектурного памятника трудно переоценить.
Уникальность Успенского собора заключается, в частности, в его возрасте. Строительство собора было завершено в начале XVI века, а роспись его фресками началась еще раньше — в XV веке. Этот впечатляющий срок существования делает собор не только свидетелем исторических событий, но и одним из самых древних объектов рядом с Красной площадью.
Успенский собор — это олицетворение богатства и красоты русской культуры и духовности.
Архитектурно-стилистический облик Успенского собора является отражением богатого культурного и художественного наследия России. Он представляет собой смесь различных архитектурных стилей, включая элементы византийского, итальянского и русского зодчества.
Но значение Успенского собора ценно не только в плане его архитектурной привлекательности. Собор строил великий архитектор, он был свидетелем исторических событий, его стены видели вознесение на престол Ивана Грозного, коронации монархов, проведение шествий и торжественных церемоний погребени и венчания. Великолепные иконы, хранящиеся внутри собора, напоминают о роли, которую он играл в развитии православия и духовной жизни страны.
Удивительной частью Успенского собора является его патриотическое значение. Он не только символизирует национальное единение и силу России, но и является свидетелем важных исторических побед и трагедий.