В самом центре Московского Кремля расположен Благовещенский собор — 600-летний храм с неповторимо красивыми, покрытыми золотом куполами, сочетающий в себе элементы разных архитектурных стилей и эпох.
- История строительства Благовещенского собора
- Архитектор и автор храма
- Как строили храм в 1484-1489 годах
- Восстановление храма после пожара при Иване Грозном
- Реставрации
- Архитектура и убранство внутри Благовещенского собора
- Экстерьер храма Благовещения Пресвятой Богородицы
- Интерьер домовой церкви московских государей
- Росписи и фрески псковских мастеров
- Иконостас
- Святые образы
- Где находится и как попасть в Благовещенский собор Кремля
История строительства Благовещенского собора
Данный храм – одно из немногих уцелевших древнерусских сооружений, находящийся в пределах Кремля. Когда-то он был центром православного христианства не только в столице, но и во всей стране. Храм изначально называли «на сенях» или «у государя во дворце», так как изначально был личным храмом правителей.
Архитектор и автор храма
По неуточненным сведениям, в 1290 году по распоряжению князя Андрея, сына Александра Невского, у стен Московского кремля была возведена деревянная церковь. Кто на самом деле создал первоначальный вариант деревянного собора у Московского Кремля, доподлинно неизвестно, но есть достоверные данные, что к концу XIV века он уже существовал.
После того, как в храм была привезена из Византии икона «Спас в ризнице белой», возникла необходимость в капитальном каменном здании храма. Внешний и внутренний облик той церкви до сих пор остаются загадкой для нас. С конца XIV века начинается возведение каменной церкви, которая в дальнейшем стала известна как Благовещенский собор Московского Кремля.
Василий I (сын Дмитрия Донского) приказал построить домашнюю церковь для своих приближенных и членов своей семьи. Главным условием при ее строительстве была близость к жилью царских палат, поэтому жители Москвы назвали храм «на сенях», и в то время в народе называли на ее “церковь Сенатской площади”.
В 1405 году знаменитые русские иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев оформили собор росписями. Архитектурные особенности храма и его убранство демонстрировали приверженность русского искусства того времени византийскому стилю, который оказывал значительное влияние на него в связи со становлением христианства на Руси. Храм просуществовал более 70 лет в неизменном виде, пока в 1483 году не был разрушен по приказу Ивана III.
Как строили храм в 1484-1489 годах
Благовещенский собор, находящийся на территории современного Московского Кремля, был возведен при Иване III в 1484-1489 годах на месте разрушенной церкви из белого камня постройки конца XIV — начала XV веков.
Изначально храм имел 3 купола, один в центре и два на по углам с востока.После 1460 года на сводах собора были сделаны четыре новых главы, а также добавлены еще 2 купола на главном здании. Таким образом, собор стал девятиглавым, а его вершина приобретает форму пирамиды, где верх венчала глава предела
В 1489 году главное заглавие покрыли позолотой, а через полвека все купола и крыша были покрыты позолоченной медью, благодаря чему его стали именовать «Златоверхий». 9 глав собора являются прообразом Богородицы как царицы небесной, олицетворяющей собой 9 чинов ангелов и 9 небесных праведников.
В Благовещенском соборе удивительным образом до наших дней сохранилась уникальная коллекция фресок XVI века. На стенах храма, помимо привычных библейских сюжетов, видны портреты древнегреческих мудрецов: Аристотеля, Птолемея, Плутарха, Платона и Сократа, держащих свитки с изречениями, основанными на православном учении.
Восстановление храма после пожара при Иване Грозном
В 1547 году в Москве произошел сильнейший пожар. Есть поверье, что Василий Блаженный в свое время предсказал эту катастрофу. Незадолго до пожара он посетил обитель у Воздвиженской Колокольни, и стал молиться. Именно это место стало эпицентром пожара, произошедшего буквально через несколько дней.
Масштабный пожар серьезно повредил Кремль, Китай-город и большую часть Посада, Благовещенский собор. Жертвами огня стали более 2500 человек. Большинство жителей Москвы лишилось крова.
Сразу после бедствия царь Иван IV принял закон, который обязывал жителей Москвы иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Также он заставил горожан строить печи и огнища для готовки еды на отдалении от жилых построек. Тогда же были изобретены первые ручные насосные станции для пожаротушения.
Благовещенский собор при пожаре практически полностью выгорел, поэтому Иван Грозный приказал его восстановить. По сути, храм нужно было восстанавливать с нуля.
В 1564 году храм был окончательно отстроен и освящен. Его росписи и украшения значительно превосходили предыдущий вариант собора, построенного при отце Ивана Грозного Василии III. Чтобы украсить Благовещенский собор, выписанные из Италии мастера вырезали резные порталы из белого камня.
Были заново созданы части иконостаса и расписаны свод, стены и колонны храма. По указу Ивана Грозного к Благовещенскому собору было пристроено крыльцо “Грозное”. Однажды, стоя на его ступенях, царь увидел предзнаменование — крестообразную комету, что он принял как предсказание о приближении своей смерти, наступившей вскоре после этого события.
Позже сын Ивана Грозного Федор только приумножил богатство храма, установив на центральной главе собора золотой крест. В 1812 году, во время вторжения на территорию России, Наполеон искал этот крест, но остался ни с чем.
Основные этапы создания Благовещенского собора в Москве при Рюриковичах:
Период | Событие | Правящий монарх |
---|---|---|
1393 г. | Первое упоминание о соборе | Дмитрий Донской |
1405 г. | Собор украшен росписью Рублева и Грека | Василий I |
1416 г. | Возведение нового здания | Василий Темный |
1482-1483 гг. | Разбор старого храма | Иван III |
1489 г. | Новое здание храма освящено | Иван III |
1547 г. | Храм сгорел в пожаре | Иван Грозный |
Реставрации
Во время Октябрьской революции Кремль накрыто артиллерийским огнем, что привело к разрушению от прямого попадания снарядов части соборов, расположенных на кремлевской территории. В 1918 году все храмы Кремля, включая и Благовещенский собор, были закрыты для посетителей, богослужения в них прекратились Тогда же был учрежден Комитет по охране древней культуры, который возглавил Игорь Грабарь.
По ходатайству Грабаря в кремлевских храмах начали работать реставраторы, откомандированные от Музейного отдела Минкульта. Группа работала под началом Народного комиссариата просвещения. Благодаря их усилиям удалось отреставрировать античные иконы иконостаса, которые, предположительно, были созданы Андреем Рублевым и Феофаном Греком. В 1950 году удалось восстановить южный свод храма, основываясь на обнаруженных под штукатурным слоем фрагментов первой церкви XV века.
Через пять лет отреставрированный храм был преобразован в музей. В 1970-е годы еще раз произвели ремонт, и в то же время позолотили купола. С 1980 по 1984 год работники организации «Союзреставрация» вместе с директором Л. С.Муравьевым осуществили обширные реставрационные работы.
После очистки стен от более современных надписей, исследователи обнаружили неизвестный до этого слой росписи примерно середины XVI века. Однако, часть из них была навсегда утеряна в во время неграмотно проведенных работ по реставрации в XIX веке.
К 500-летию собора, публике была представлена выставка икон, которые хранились в соборе в период “сенной” церкви царской семьи. Начиная с 1993 года в нем проводятся службы Патриарха в честь празднования дня Пресвятой Богородицы. В этот день с крыльца собора Патриарх символично отпускает на природу голубей белого цвета.
Последний раз собор реставрировался с 2008 по 2010 годы. Мастера вернули фасады храма к первоначальному облику, который был у исторической достопримечательности до реставрации, проведенной в 1930-1960-х годах.
Архитектура и убранство внутри Благовещенского собора
Внешний вид собора и его интерьер отражают величие православной веры в России, начиная с древних времен и до наших дней.
Экстерьер храма Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещенский собор является необычной архитектурной композицией, состоящей из фрагментов, созданных в разные времена. Построенный в XIV-XVI веках русскими зодчими, собор сочетает элементы архитектуры Москвы и Псковщиеы, основанной на старого подклета, оставшегося от предшествующего храма. Современный экстерьер собора с его закрытыми сводами и приделами на углах, пирамидальной формой и 9 золочеными куполами сформировался в 1560-е годы.
Изначально стену собора на востоке закрывала галерея, поэтому только высоко на полукруглых арках стоял скромный поясок балясин. Изначально он был терракотовый, но в XIX веке его сделали из камня.
Приделы, достроенные к храму в 1560-х годах, гармонично дополняют его основную структуру: их стены разделены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками, соответствующими закомарам церкви. Создание приделов в 64-66 годах XVI века приобрело вид церкви и придало ему свежий облик в архитектурном комплексе соборной площади Кремля.
Благовещенский собор имеет 4 пристройки — аккуратные церквушки с одним куполом, построенные в один кирпич. Они были пристроены над галереями. Считается, что постройка приделов была приурочена к венчанию Ивана Грозного, завоеванию Казани и Полоцка в 1563 году.
Благодаря им Благовещенский собор приобрел еще большую декоративность, которая свойственна архитектурным памятникам эпохи Грозного. Церквушки, или по-другому приделы, превратили его в девятиглавый своеобразный монумент, стоящий на Соборной площади напротив Великокняжеского дома.
Здание собора стоит на высоком подклете — цокольном этаже, который, в свою очередь сам является памятником архитектуры конца XIV века. Подклет под центром церкви имеет квадратную форму и выполнен из больших камней белого цвета. В его середине находится мощный столп с низкими арками, продолжающимися на стены.
С восточной стороны подклета расположена апсидная арка. Предполагается, что первоначально в подклете хранились казенные деньги. В 1989 году здесь работает археологическая экспозиция. В ней представлены экспонаты, рассказывающие об истории поселений на Боровицком холме, а также редкими экземплярами, найденными в ХХ веке в ходе раскопок на территории современного Кремля.
Собор имел галереи с каждой из сторон. Южная, а также утерянная восточная галерея, которая с течением времени была утеряна, были построены в 1489 году. Южная часть уже в то время была сконструирована как отдельно стоящий свод закрытого типа. 1550-х годах в эту галерею был переселен Придел Василия Кесарийского в южной части алтаря. В 1562-1564 годах придел, который находился в галерее, отреставрировали.
Храм был соединен с царским двором через галереи на юге и востоке. Позднее, вместе с прилегающими к ним комнатами казны, все помещения с востока были разобраны. Южная паперть служила местом перехода государей с площади в их покои, и также был соединен коридорами с домовой церковью. Вход в храм был украшен украшал особым порталом, типичным для раннемосковской архитектуры времен Ивана Грозного.
Наибольшие изменения произошли в 1836 году — в то время в галерее организовали алтарь Николая Чудотворца, святого покровителя Николая I. В дальнейшем это помещение оборудовали как цех для вышивания. В это время портал и четверик были изменены. Портал был восстановлен в 1949 году. Он построен в стиле раннемосковского зодчества XV века.
В 50-60 годах XVI века ранее открытое крыльцо с южной стороны сделали закрытым. До XIX века паперть на юге не была полностью расписана, но была декорирована изразцами. Элементы колонны украшены узорами, расписанными желтой, красной и зеленой краской.
Крыльцо на южной стороне собора вело в сад при дворце, где любил отдыхать царь. Также с этого крыльца он раздавал милостыню нищим. До XXI века от этого великолепия остался резной портал, украшение окна и фриза 1650-х годов.
Интерьер домовой церкви московских государей
Собор, предназначенный для семьи правителей государства и их приближенных, был невелик по размерам, поэтому лестница, ведущая на на певчее место в западной части храма, была устроена прямо в массиве стены на северной стороне.
Архитекторы, создавая проект внутреннего убранства собора, соорудили вертикально расположенные конструкции, которые создавали впечатление движения кверху. Для усиления этого эффекта особое внимание было уделено свету: нижнюю часть церкви затемнили, а свет, который потоком льется из окон барабана, направили вверх. Таким образом, движение глаз в соборе всегда было направлено вертикально.
Внимание посетителей всегда привлекает пол Благовещенского собора, который выполнен из полудрагоценной яшмы. Первый раз в летописях о ней упоминали еще при царе Василии, поэтому исследователи считают неверным датировать этот пол XVII веком. Более вероятно, что его смонтировали гораздо раньше, чем записали это в летопись.
Для отделки пола в соборе использовались плитки из агата, яшмы и мрамора, предположительно привезенные в столицу в качестве подарка от правителя Персии в период правления царя Алексея Михайловича
Есть основания считать, что еще при Иване Грозном был заказан камень для пола, ведь именно при нем перестроили Благовещенский собор. В XIX веке, в связи со строительством большого кремлевского дворца, в храме были произведены некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху.
Окна в северной и южной части храма были расписаны в XVIII веке, однако подлинные оконные проемы не сохранились. Особое внимание заслуживают бесценные росписи храма, которые были виртуозно выполнены знаменитыми иконописцами.
Росписи и фрески псковских мастеров
Если посмотреть внутрь собора с западной стороны на восток, то откроется обзор на икону Богородицы. Она словно зазывает каждого войти внутрь церкви. В куполе храма, именуемом скуфьей, размещен лик Спаса Вседержителя. Между оконными проемами барабана находятся фигуры библейских персонажей в полный рост.
Адам и Ева, первые люди на земле, стоят рядом, олицетворяя происхождение рода человеческого, рядом с ними виден Авель с пастушьей палочкой. Ноев ковчег — символ великого потопа, находится рядом с сохранившими жизнь на Земле. Енох, Сиф и Мельхиседек олицетворяют духовное наследие. Фигура Якова расписана очень красочно, она обрамляет восточную сторону барабана.
Главное место в росписи храма отведено праздникам, которые изображены в красочных лунетах. На восточных столпах над иконостасом изображено Благовещение. На южной стене находится роспись о рождества Христова, датированная XIX веком. Она представляет светлый образ воплощения Божественной любви на земле. На северной стороне находится величественная в своей красоте фреска успения Богоматери.
Важное место в росписи храма занимает тематика «Апокалипсис». На стене изображается Иоанн — один из самых любимых учеников Христа. В своих видениях он описывает события, происходящие на небе и на земле во время страшного суда, который ожидает каждого. Это несомненно вызывает трепет и некую тревогу, вселяя в человека потребность в переосмыслении своей жизни.
В правой части, рядом с рыжим конем, изображен один из вестников Апокалипсиса, предвещающий войну. Слева находится светлая лошадь, символизирующая гибель. Эти две фигуры наглядно напоминают о неотъемлемой связи между войной и смертью.
На северной стороне собора изображен агнец с раскрытой книгой, на которой видны семь печатей. Согласно библейскому преданию, с каждой снятой печатью на людей обрушиваются беды. Особенно внушительно выглядит сцена, изображающая снятие пятой печати, которая нарисована под окнами.
На восточной стене роспись выполнена по мотивам библейского Страшного суда В соответствии с каноном, слева изображен рай, а справа – геенна огненная. Этот контраст является четким намеком на последствия добра и зла, награды и наказания.
Фреска на северной стене открывает семейную тему. Представленное изображение удивляет своей символикой: женщина, стоящая на фоне солнца и опирающаяся на луну, борется с драконом, который желает утопить ее. Однако рядом находится ангел, спасающий младенца, и уносящий его к Богу. К сожалению, эта роспись частично разрушена, и Бог-отец виден лишь частично.
На столпах, расположенных у картин Апокалипсиса, написаны императоры Византии и князья Руси. Наверху находится император Михаил и и его жена Феодора. Он заслужил честь быть на фресках в царском соборе потому, что во время его правления было восстановлено почитание икон.
На северо-западе представлены святая княгиня Ольга и ее внук, равноапостольный князь Владимир. Также здесь написаны воины-мученики святого Георгия и Дмитрия Солунского, и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.
Иконостас
По приказу Ивана Грозного, после пожара 1547 года древние иконы из различных храмов были перенесены в Благовещенский собор, поэтому так получилось, что иконостас является одним из старейших примеров русских высоких иконостасов, которые дошли до наших дней.
Более ранние храмы, построенные в византийском стиле, отличались тем, что алтарная часть в них отделялась от зала молитвы невысокой преградой, и алтарь был видим для прихожан. Однако с XV века именно высокий иконостас стал неотъемлемой частью оформления каждого русского храма.
В Благовещенском соборе иконостас представляет собой высокую стену, состоящую из рядов икон (чинов). Это центральный элемент православного храма, который разделяет алтарь от церковного пространства. Он имеет свою уникальную композицию и иконографию, которая отражает главные идеи иерархии и подчинения в церкви. Также это один из самых ранних многоярусных иконостасов в России.
В самом центре иконостаса находятся царские врата, которые ведут в алтарь. Нижний ярус этой конструкции украшен иконами, посвященными русским святым и праздникам, связанным с данным храмом. Над этим ярусом находится главный ряд, называемый деисусным чином. Согласно византийской традиции, этот ряд включает только три фигуры: Христа, Богоматерь и Иоанна Предтечи. Именно эти иконы считаются самыми почитаемыми..
Следующий ярус иконостаса представляет собой изображение евангельских событий, начиная от Благовещения Богоматери и заканчивая Успением. Это так называемый праздничный чин, который важен для понимания основных событий христианской истории и веры.
Выше икон с праздниками располагается пророческий чин, где изображены пророки, которые имеют особую роль в Библии.На иконах запечатлены их Божественные откровения.
В украшении иконостаса активно используется деревянная резьба. Кроме того, иконы украшаются ризами с использованием жемчуга и камней. Особенно много таких украшений на иконах, помещенных в нижнем ярусе.
Фигуры благовещенского иконостаса выделяются торжественными силуэтами на светлом или золотом фоне. Иконостас легко «читается» как цельное произведение. Феофановский колорит, основанный на сочетании глубоких, благородных цветов, придает этому произведению монументальность. Разнообразие оттенков издалека кажется почти черным, создает живую, пульсирующую поверхность, сохраняя при этом целостность композиции.
В летописи о Благовещенском соборе он называется «чернецом», то есть монахом, но есть версия, что он провел некоторое время и в светском мире. Вероятно, он принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре, а затем стал иноком Спасо-Андроникова монастыря, основанного в середине XIV века.
Стоит отметить, что Троице-Сергиева обитель была центром, где обсуждались важнейшие вопросы своего времени, включая необходимость объединения усилий для окончательного освобождения Руси. Рублев формировался в атмосфере победы над монголо-татарами, что оказало непосредственное влияние на его художественное творчество. Безусловно, важное значение для него имело и совместная работа с Феофаном Греком над росписью Благовещенского собора.
Святые образы
- Тихвинская икона Божией Матери. Когда эту икону перевезли из Царьграда в Тихвин, это было воспринято как символ перехода центра православной веры из Византии в Москву. В описании иконы повествуется о том, что она осталась невредимой даже после двух пожаров, произошедших в обители Тихвина. На нижнем длинном клейме на иконе, среди молящихся людей, можно рассмотреть фигуру Ивана Грозного. На его голове — шапка, напоминающая шапку Мономаха.
- Смоленско-чуйская икона. Рамка иконы датируется XVII столетием. Лик святой на иконе нарисован Герасимом Иконниковым.
- Четырехчастная икона. Написание иконы, размещенной на южной стене церкви, относится к середине XVI столетия. Со временем на иконе из-под слоя краски становятся заметны пометки о цвете разных участков полотна. Таким образом, можно предположить, что икону создавали несколько художников, которым явно указывали на цвет каждой группы.
- Спас на престоле. Спаситель указывает на евангелие. Эта икона создана в XIV веке и была переписана в XVI-XVII веках. От первоначального варианта XIV века у нее сохранился только золотистый фон и некоторые фрагменты на лице Спасителя.
- Икона святого Алексия. Лик находится на иконостасе напротив места монарха. Изначально здесь должна была находиться икона святых Петра и Иоанна, так как последним царствующим монархом, который поклонялся этим святыням, был Петр I. Однако в настоящее время эта икона находится на реставрации и временно ее заменили другой святыней. После завершения реставрации икона будет возвращена в собор.
Где находится и как попасть в Благовещенский собор Кремля
Собор находится на Красной площади — одном из самых известных и исторически значимых мест в Москве. Чтобы попасть в него, для начала нужно попасть в сердце столицы. Для этого можно воспользоваться общественным транспортом — это метро, автобус или троллейбус. Ближайшая станция метро «Охотный ряд» расположена в нескольких минутах ходьбы от Красной площади.
Далее нужно зайти на территорию Кремля, пройдя металлоискатель и показав сотрудникам охраны паспорт. Сразу за воротами начинается аллея между каменных стен, которая выводит туристов к собору. Его величественные золотые купола издалека привлекают внимание.
На входе в собор нужно сдать вещи в гардероб и приобрести билет на посещение. Изредка в Благовещенском соборе проходят богослужения, поэтому перед посещением нужно убедиться, что внешний вид и одежда не будут нарушать правила нахождения в православном храме. .