Когда появилась Большая кольцевая линия метро в столице, качество работы транспорта выросло более чем ощутимо. Однако многие люди слабо представляют себе суть проекта и его характеристики. Разберёмся подробнее с этими моментами и с перспективами развития.
Что такое БКЛ в Москве
Большая кольцевая линия изначально именовалась ТПК (Третьим пересадочным контуром). Официальный цвет линии — бирюзовый, ей присвоен номер 11. Это наиболее крупный участок столичной подземной магистрали.
Ранее уже были 2 внутригородских кольца — первая Кольцевая линия открыта в 1950-х, а также сцепленное с метро железнодорожное центральное кольцо. Поэтому некоторый опыт был накоплен, что и помогло успешно справиться с поставленной задачей.
Бирюзовая ветка метро: открытие и иные детали
Технические аспекты:
Номер линии | 11 и 11А |
Размещение | Строго под землёй |
Расстояние от прежней Кольцевой линии Московского метрополитена | 3–10 км |
Главная особенность | Слияние всех используемых и создающихся радиусов |
Заложение станций | Почти везде неглубокое |
На протяжении 70 км размещена 31 станция. С них можно пересесть на:
- 20 станций традиционного метрополитена;
- 8 участков МЦД;
- 3 станции МЦК.
Первый сегмент БКЛ запустили в конце февраля 2018 г. – протяжённость его более 10,5 км. В конце декабря его продлили на Бутырский и Савёловский районы, обеспечив соединение с Серпуховско-Тимирязевской магистралью.
Весной 2020 г. появился следующий фрагмент с 3 остановками общей протяжённостью 8000 м. Стало возможно проехать до Нижегородского и далее до Лефортовского района, а также пересесть на Горьковское направление МЖД.
В апреле 2021 г. появилась следующая часть БКЛ (2 станции, длина перегона — 4500 м). После запуска появилось вилочное разветвление поездов.
20-километровый отрезок ввели в строй 7 декабря того же года. Стало возможно проехать намного больше на запад, на юго-запад и на юг. Появились 10 новых станций, в том числе в застраиваемых активно районах. 1 марта 2023 г. пассажирам открыли 9 оставшихся станций.
Часы работы большой кольцевой линии
Воспользоваться станциями 11 линии, как и других сегментов московского метро, можно только с 05:30 до 00:00. После полуночи проходят технические работы. В отдельных случаях график может несколько сдвигаться, так что следите за уведомлениями пристально.
БКЛ метро на карте Москвы
Тут можно увидеть, какие есть действующие станции на кольце метрополитена.
Схема и практические возможности
Вот так это выглядит:
Наиболее глубоко заложена «Марьина Роща» – её платформы находятся на 70 м ниже поверхности. Благодаря БКЛ пассажиры могут скорее доезжать до нужной точки. По сравнению с прежней ситуацией (как было до запуска линии) удаётся сберегать порой 30 минут и более.
Гигантское кольцо дополнили 11 вспомогательными ветками для пересадки. В общей сложности подготовили 47 пересадочных площадок на различные направления. К отдалённым и слабо доступным ранее микрорайонам столицы пришёл быстрый современный транспорт.
Приезжие и сами горожане могут легко совершить круг по БКЛ — он займёт 90 минут. Это существенно повысит туристическую привлекательность города. Проще станет учиться, работать, выполнять заявки и заказы. На маршруты выходят комфортабельные поезда, сделанные в России.
БКЛ все станции и подробности
Про цвет ветки уже сказано, а анализировать ТРА БКЛ реально необходимо только специалистам — обычные люди всё равно не поймут суть этих документов. Вот так выглядит перечень уже открытых станций в алфавитном порядке:
- Авиамоторная
- Аминьевская
- Варшавская
- Воронцовская
- Давыдково
- Деловой центр
- Зюзино
- Каховская
- Каширская
- Кленовый бульвар
- Кунцевская
- Лефортово
- Марьина Роща
- Мичуринский проспект
- Мнёвники
- Нагатинский затон
- Народное Ополчение
- Нижегородская
- Новаторская
- Петровский парк
- Печатники
- Проспект Вернадского
- Рижская
- Савеловская
- Сокольники
- Текстильщики
- Терехово
- Хорошёвская
- ЦСКА
- Шелепиха
- Электрозаводская.
Частично строительство вели двухпутным способом. Сами станции отличаются от привычных «островов» с путями в середине. Рельсы проложили по центру, бока отвели для платформ. Перейди с одного направления на другое можно только по переходу, а не напрямую.
Каждую остановку оформили строго в рамках индивидуальной концепции. Дизайн затронул даже осветительные композиции. Так, «Терехово» декорировали с изобилием открытого бетона. Свет льётся из оригинальных колец — под них стилизовали светильники.
Проектируя «Давыдково», дизайнеры вдохновлялись образом спасателя. Барельефы изображают людей, выполняющих свой долг при различных экстремальных ситуациях. Даже ярко-алая стена посередине является логическим продолжением этого мотива.
Стоит отметить, что отвод — 11а линию — пришлось закрыть. Окончательно свою работу она прекратит в январе-марте 2024 г. Планируется полный вывод из эксплуатации «Шелепихи» и «Делового центра». Мотивируется решение малым пассажиропотоком.
Интервал между составами на главном кольце должен стать меньше. Ожидается, что вновь оживут сворачиваемые участки после пуска Рублёво-Архангельской ветки. Новых строящихся станций на БКЛ нет, а вот на старом кольце в 2024 г. достроят «Суворовскую».
Среди точно действующих площадок остаётся «Авиамоторная», через которую проходит 400 тыс. человек каждые 24 часа. Дизайн выдержан в последовательном авиационном духе: колонны и осветительные приборы похожи на части самолёта, потолки имитируют движение воздуха.
С весны 2020 г. функционирует «Нижегородская», оформители которой явно вдохновлялись конструктором «Лего». Цветовое деление пространства существенно облегчает ориентирование.
Совсем недавно открылись «Текстильщики», где с эстетической точки зрения особенно привлекателен двухуровневый потолок, похожий на станок швейного производства. Отделочники тщательно выложили конструкции натуральными материалами.
Для декорирования входных павильонов использовали серый, белый и синий тона.
На стыке Гурьянова—Шоссейная теперь находятся «Печатники». Отсылкой к названию выступает чёрно-белое оформление. Колонны напоминают две буквы «П», а скамейки по торцам — те же перевёрнутые буквы.
Следующий объект – «Нагатинский затон». Выход расположен на мысе, откуда открывается шикарный обзор Москвы-реки. Через вестибюль пассажиры уходят на Коломенскую улицу.
В числе открывшихся весной 2023 г. станций обращает на себя внимание «Кленовый бульвар». Декор отсылает к культуре «сетчатой керамики», существовавшей в бронзовом веке от границ нынешней Финляндии до берегов Камы.
Другими важными деталями оформители намекнули на традиционные ремёсла. Активно использовали привычные орнаменты, на них опирались и при проработке источников света.
Каширскую только реконструировали, и она предстаёт в новом обличье. Два зала сделали едиными конструктивно. При строительстве использовали сборный железобетон. Кардинально модернизирована отделка. Однако первоначальный дух постарались тщательно сберечь.
16 панно из специального алюминиевого сплава продолжат радовать взоры посетителей. Также добавили новые декоративные элементы к композициям на каждом участке.
В ходе реконструкции «Варшавской»:
- путевые стены покрыли бело-голубой керамической плиткой.
- для облицовки колонн использовали мрамор.
- полы застелили серым гранитом.
«Каховскую» закончили ремонтировать ещё в конце 2021 г. Отделочные материалы и конструкции полностью поменяли. Вместо керамических плиток теперь путевые стены покрывает смесь белого и чёрного мрамора. Сюжеты гражданской войны досконально сохранены.
Мрамор по-прежнему покрывает колонны в центральном зале, но теперь они более тёмные. Пилоны чёрного цвета скрывают воздуховоды.
Пропускающая свыше полутораста тысяч человек ежесуточно «Зюзино» имеет теперь дизайн, основанный на комбинации:
- чёрных;
- серых;
- жёлтых тонов.
Путевые стены отделаны панелями из алюминия. Упор делался на подходы архитекторов-футуристов. Также внимание уделили использованию природных форм.
Для декорирования «Воронцовской» избрали сюжеты, связанные с космосом. На потолок нанесено изображение Млечного пути. Никогда раньше в метрополитене Москвы не применяли кварцевый агломерат.
Проект «Новаторской» станции отталкивается от цветовой схемы. Для изготовления подвесного потолка использовали панели из триплекса. В них встроили оранжевую плёнку трёх немного различающихся оттенков.
Изюминкой является применение стекла для отделки верхотуры. Красочные оптические эффекты делают композицию намного интереснее. Возникает ощущение огня, солнечной энергии.
«Проспект Вернадского» соприкасается с улицей, названной в честь великого исследователя и мыслителя. Обстановка выполнена в духе хай-тека. Уютные тёплые краски сходу создают позитивное настроение.
«Мичуринский проспект» каждый день пропускает 0,4 млн пассажиров. Вновь в центре внимания оказались потолки. Там чередуют 2 разновидности панелей, в нижние рёбра которых встроены светильники. Подсветку белого стекла обеспечивают скрытые светодиоды.
«Аминьевскую», как и многие другие, открыли 7 декабря 2021 г. Она находится параллельно одноимённому шоссе, в часы пик тут проходит более 20 тыс. посетителей. Потолок отделан в стиле мягких волн, а группы точечного освещения схожи с облаками.
Дополнительный колорит помещению придают тёмно-коричневые колонны. Пол, как и они, сделан из гранита, но уже серого и подвергнутого полировке.
Дизайнеры на «Кунцевской» вдохновлялись античной мозаикой. Декоративный метод «тераццо» убедительно показал свои преимущества. Белые панели с характерным глянцем воспроизводят эффект просвета в скале.
«Терехово» позволит ускоренно развивать застройку в Мнёвниковской пойме. Силуэты, выбранные дизайнерами, покрывают колонны из бетона… и не просто покрывают — их нанесли по методу цифровой печати. Кольцевидные светильники направляют свои лучи в разные стороны.
Примерно в том же районе, но уже на севере, расположили «Мнёвники». Пара подземных вестибюлей является крайне удобными выходами. Авторы проекта сделали упор на естественное освещение. В лучах солнца приятно смотрятся цветовые контрасты и игра фактур.
Тематика «Народного ополчения» – предсказуемо, добровольцы, уходившие в разное время защищать страну. Рисунки, сформированные методом ультрафиолетовой печати, взяты из оригинальных хроник и других источников.
«Хорошёвская» служит людям уже более 5 лет. Для отделки в авангардной стилистике использовали:
- мрамор;
- гранит;
- светоотражающие панели.
Ещё в 2018 г. запустили станцию «ЦСКА». Она заняла место бывшего Центрального аэродрома. Обстановка символически отсылает к одноимённому спортивному клубу. Безупречно воспроизведена и его цветовая гамма.
«Петровский парк» отделали в зелёных тонах. Также использовали:
- гранит — чёрный и серый;
- белый мрамор;
- зелёный мрамор.
«Савёловская» получила своё имя в честь близлежащего вокзала. Почти 300 тысяч москвичей и гостей города ежедневно проходят через неё. Серые краски подобрали в тон смежной линии метрополитена. Тюбинги без облицовки добавляют оригинальности.
«Марьина Роща» встречает пассажиров колоннами, схожими с фарфоровыми чайниками. Мрамор специально оформили так, чтобы на нём были видны небольшие трещины.
Смысловым центром «Рижской» стало цифровое табло с часами. Арочная конструкция перекликается с аналогичными элементами в других частях станции и одноимённого железнодорожного вокзала.
Составители проекта воспроизвели эстетику той эпохи. Не забыли они про вдохновлявших великое техническое свершение художников и архитекторов. Их работы тоже показаны в оформлении станции.
«Электрозаводская» обрадует проходящих 163-метровым панно «Битва героев». Проект посвящён защищавшим древнерусские земли от вторжений врагов. Мастерски использовали светильники, объёмные украшения.
Предыстория проекта
«Большое кольцо» упоминалось ещё в 1940-е гг., тогда так называли нынешнюю «Кольцевую линию». Но в начале следующего десятилетия от сооружения меньшего кольцеобразного тоннеля под бульварами столицы отказались, и смысл в слове «Большое» отпал.
О метрокольце вновь вспомнили при подготовке генплана 1971 г. Собирались соединить в него Каховскую и часть Сокольнической линий. Но начать стройку быстро не успели, а затем экономические неурядицы помешали воплощению столь большой программы.
С 1980 до 2010 гг. обсуждали много альтернатив и схем обустройства пересадочной линии. Создание Третьего пересадочного контура стартовало в 2012 г.
Что будет дальше
Положенные в основу проекта технические нюансы позволят соединить с Большой кольцевой линией ещё 3 радиальных направления:
- Бирюлёвское;
- Рублёво-Архангельское;
- Троицкое.