Большая кольцевая линия метро: характеристика — история и современность, маршрут, станции кольца, схема и протяжённость

Достопримечательности

Когда появилась Большая кольцевая линия метро в столице, качество работы транспорта выросло более чем ощутимо. Однако многие люди слабо представляют себе суть проекта и его характеристики. Разберёмся подробнее с этими моментами и с перспективами развития.

БКЛ

​Что такое БКЛ в Москве

Большая кольцевая линия изначально именовалась ТПК (Третьим пересадочным контуром). Официальный цвет линии — бирюзовый, ей присвоен номер 11. Это наиболее крупный участок столичной подземной магистрали.

Ранее уже были 2 внутригородских кольца — первая Кольцевая линия открыта в 1950-х, а также сцепленное с метро железнодорожное центральное кольцо. Поэтому некоторый опыт был накоплен, что и помогло успешно справиться с поставленной задачей.

Ожидание поезда

​Бирюзовая ветка метро: открытие и иные детали

Технические аспекты:

Номер линии11 и 11А
РазмещениеСтрого под землёй
Расстояние от прежней Кольцевой линии Московского метрополитена3–10 км
Главная особенностьСлияние всех используемых и создающихся радиусов
Заложение станцийПочти везде неглубокое

На протяжении 70 км размещена 31 станция. С них можно пересесть на:

  • 20 станций традиционного метрополитена;
  • 8 участков МЦД;
  • 3 станции МЦК.

Первый сегмент БКЛ запустили в конце февраля 2018 г. – протяжённость его более 10,5 км. В конце декабря его продлили на Бутырский и Савёловский районы, обеспечив соединение с Серпуховско-Тимирязевской магистралью.

Весной 2020 г. появился следующий фрагмент с 3 остановками общей протяжённостью 8000 м. Стало возможно проехать до Нижегородского и далее до Лефортовского района, а также пересесть на Горьковское направление МЖД.

В самом конце 2020 г. появилось сообщение по новому кольцу с «Электрозаводской», обслуживающей Соколиную Гору и Басманный.

В апреле 2021 г. появилась следующая часть БКЛ (2 станции, длина перегона — 4500 м). После запуска появилось вилочное разветвление поездов.

20-километровый отрезок ввели в строй 7 декабря того же года. Стало возможно проехать намного больше на запад, на юго-запад и на юг. Появились 10 новых станций, в том числе в застраиваемых активно районах. 1 марта 2023 г. пассажирам открыли 9 оставшихся станций.

Открытие БКЛ
Какой округ города считаете лучшим:
СВАО
0%
СЗАО
0%
СЗАО
0%
ТАО
0%
ЦАО
0%
САО
0%
НМАО
0%
Другой вариант
0%

​Часы работы большой кольцевой линии

Воспользоваться станциями 11 линии, как и других сегментов московского метро, можно только с 05:30 до 00:00. После полуночи проходят технические работы. В отдельных случаях график может несколько сдвигаться, так что следите за уведомлениями пристально.

Вход в метро на станцию Кунцевскую

​БКЛ метро на карте Москвы

Тут можно увидеть, какие есть действующие станции на кольце метрополитена.

Схема БКЛ

​Схема и практические возможности

Вот так это выглядит:

БКЛ на общей схеме

Наиболее глубоко заложена «Марьина Роща» – её платформы находятся на 70 м ниже поверхности. Благодаря БКЛ пассажиры могут скорее доезжать до нужной точки. По сравнению с прежней ситуацией (как было до запуска линии) удаётся сберегать порой 30 минут и более.

Гигантское кольцо дополнили 11 вспомогательными ветками для пересадки. В общей сложности подготовили 47 пересадочных площадок на различные направления. К отдалённым и слабо доступным ранее микрорайонам столицы пришёл быстрый современный транспорт.

Приезжие и сами горожане могут легко совершить круг по БКЛ — он займёт 90 минут. Это существенно повысит туристическую привлекательность города. Проще станет учиться, работать, выполнять заявки и заказы. На маршруты выходят комфортабельные поезда, сделанные в России.

Станция Марьина Роща

​БКЛ все станции и подробности

Про цвет ветки уже сказано, а анализировать ТРА БКЛ реально необходимо только специалистам — обычные люди всё равно не поймут суть этих документов. Вот так выглядит перечень уже открытых станций в алфавитном порядке:

  • Авиамоторная
  • Аминьевская
  • Варшавская
  • Воронцовская
  • Давыдково
  • Деловой центр
  • Зюзино
  • Каховская
  • Каширская
  • Кленовый бульвар
  • Кунцевская
  • Лефортово
  • Марьина Роща
  • Мичуринский проспект
  • Мнёвники
  • Нагатинский затон
  • Народное Ополчение
  • Нижегородская
  • Новаторская
  • Петровский парк
  • Печатники
  • Проспект Вернадского
  • Рижская
  • Савеловская
  • Сокольники
  • Текстильщики
  • Терехово
  • Хорошёвская
  • ЦСКА
  • Шелепиха
  • Электрозаводская.

Частично строительство вели двухпутным способом. Сами станции отличаются от привычных «островов» с путями в середине. Рельсы проложили по центру, бока отвели для платформ. Перейди с одного направления на другое можно только по переходу, а не напрямую.

Станция Нагатинская

Каждую остановку оформили строго в рамках индивидуальной концепции. Дизайн затронул даже осветительные композиции. Так, «Терехово» декорировали с изобилием открытого бетона. Свет льётся из оригинальных колец — под них стилизовали светильники.

Проектируя «Давыдково», дизайнеры вдохновлялись образом спасателя. Барельефы изображают людей, выполняющих свой долг при различных экстремальных ситуациях. Даже ярко-алая стена посередине является логическим продолжением этого мотива.

Через «Лефортово» в сутки проходит свыше 130 тыс. человек. Помещения визуально отсылают к гравюрам раннего нового времени. Изображения доносят до людей богатство исторического прошлого этого района.

Стоит отметить, что отвод — 11а линию — пришлось закрыть. Окончательно свою работу она прекратит в январе-марте 2024 г. Планируется полный вывод из эксплуатации «Шелепихи» и «Делового центра». Мотивируется решение малым пассажиропотоком.

Интервал между составами на главном кольце должен стать меньше. Ожидается, что вновь оживут сворачиваемые участки после пуска Рублёво-Архангельской ветки. Новых строящихся станций на БКЛ нет, а вот на старом кольце в 2024 г. достроят «Суворовскую».

Среди точно действующих площадок остаётся «Авиамоторная», через которую проходит 400 тыс. человек каждые 24 часа. Дизайн выдержан в последовательном авиационном духе: колонны и осветительные приборы похожи на части самолёта, потолки имитируют движение воздуха.

С весны 2020 г. функционирует «Нижегородская», оформители которой явно вдохновлялись конструктором «Лего». Цветовое деление пространства существенно облегчает ориентирование.

Совсем недавно открылись «Текстильщики», где с эстетической точки зрения особенно привлекателен двухуровневый потолок, похожий на станок швейного производства. Отделочники тщательно выложили конструкции натуральными материалами.

Для декорирования входных павильонов использовали серый, белый и синий тона.

Станция Нижегородская
Какие виды транспорта нужно развивать, по-вашему:
Метрополитен
0%
Трамвай
0%
Легкое метро
0%
Автобус
0%
Каршеринг
0%
Метротрам
0%
Троллейбус
0%

На стыке Гурьянова—Шоссейная теперь находятся «Печатники». Отсылкой к названию выступает чёрно-белое оформление. Колонны напоминают две буквы «П», а скамейки по торцам — те же перевёрнутые буквы.

Следующий объект – «Нагатинский затон». Выход расположен на мысе, откуда открывается шикарный обзор Москвы-реки. Через вестибюль пассажиры уходят на Коломенскую улицу.

В числе открывшихся весной 2023 г. станций обращает на себя внимание «Кленовый бульвар». Декор отсылает к культуре «сетчатой керамики», существовавшей в бронзовом веке от границ нынешней Финляндии до берегов Камы.

Другими важными деталями оформители намекнули на традиционные ремёсла. Активно использовали привычные орнаменты, на них опирались и при проработке источников света.

Каширскую только реконструировали, и она предстаёт в новом обличье. Два зала сделали едиными конструктивно. При строительстве использовали сборный железобетон. Кардинально модернизирована отделка. Однако первоначальный дух постарались тщательно сберечь.

Станция Каширская
Какой металл вам больше нравится визуально:
Бронза
0%
Латунь
0%
Медь
0%
Алюминий
0%

16 панно из специального алюминиевого сплава продолжат радовать взоры посетителей. Также добавили новые декоративные элементы к композициям на каждом участке.

В ходе реконструкции «Варшавской»:

  1. путевые стены покрыли бело-голубой керамической плиткой.
  2. для облицовки колонн использовали мрамор.
  3. полы застелили серым гранитом.

«Каховскую» закончили ремонтировать ещё в конце 2021 г. Отделочные материалы и конструкции полностью поменяли. Вместо керамических плиток теперь путевые стены покрывает смесь белого и чёрного мрамора. Сюжеты гражданской войны досконально сохранены.

Мрамор по-прежнему покрывает колонны в центральном зале, но теперь они более тёмные. Пилоны чёрного цвета скрывают воздуховоды.

Пропускающая свыше полутораста тысяч человек ежесуточно «Зюзино» имеет теперь дизайн, основанный на комбинации:

  • чёрных;
  • серых;
  • жёлтых тонов.
Станция Зюзино

Путевые стены отделаны панелями из алюминия. Упор делался на подходы архитекторов-футуристов. Также внимание уделили использованию природных форм.

Для декорирования «Воронцовской» избрали сюжеты, связанные с космосом. На потолок нанесено изображение Млечного пути. Никогда раньше в метрополитене Москвы не применяли кварцевый агломерат.

Проект «Новаторской» станции отталкивается от цветовой схемы. Для изготовления подвесного потолка использовали панели из триплекса. В них встроили оранжевую плёнку трёх немного различающихся оттенков.

Изюминкой является применение стекла для отделки верхотуры. Красочные оптические эффекты делают композицию намного интереснее. Возникает ощущение огня, солнечной энергии.

«Проспект Вернадского» соприкасается с улицей, названной в честь великого исследователя и мыслителя. Обстановка выполнена в духе хай-тека. Уютные тёплые краски сходу создают позитивное настроение.

Станция Мичуринский проспект

«Мичуринский проспект» каждый день пропускает 0,4 млн пассажиров. Вновь в центре внимания оказались потолки. Там чередуют 2 разновидности панелей, в нижние рёбра которых встроены светильники. Подсветку белого стекла обеспечивают скрытые светодиоды.

«Аминьевскую», как и многие другие, открыли 7 декабря 2021 г. Она находится параллельно одноимённому шоссе, в часы пик тут проходит более 20 тыс. посетителей. Потолок отделан в стиле мягких волн, а группы точечного освещения схожи с облаками.

Дополнительный колорит помещению придают тёмно-коричневые колонны. Пол, как и они, сделан из гранита, но уже серого и подвергнутого полировке.

Дизайнеры на «Кунцевской» вдохновлялись античной мозаикой. Декоративный метод «тераццо» убедительно показал свои преимущества. Белые панели с характерным глянцем воспроизводят эффект просвета в скале.

«Терехово» позволит ускоренно развивать застройку в Мнёвниковской пойме. Силуэты, выбранные дизайнерами, покрывают колонны из бетона… и не просто покрывают — их нанесли по методу цифровой печати. Кольцевидные светильники направляют свои лучи в разные стороны.

Станция Мневники

Примерно в том же районе, но уже на севере, расположили «Мнёвники». Пара подземных вестибюлей является крайне удобными выходами. Авторы проекта сделали упор на естественное освещение. В лучах солнца приятно смотрятся цветовые контрасты и игра фактур.

Тематика «Народного ополчения» – предсказуемо, добровольцы, уходившие в разное время защищать страну. Рисунки, сформированные методом ультрафиолетовой печати, взяты из оригинальных хроник и других источников.

«Хорошёвская» служит людям уже более 5 лет. Для отделки в авангардной стилистике использовали:

  • мрамор;
  • гранит;
  • светоотражающие панели.

Ещё в 2018 г. запустили станцию «ЦСКА». Она заняла место бывшего Центрального аэродрома. Обстановка символически отсылает к одноимённому спортивному клубу. Безупречно воспроизведена и его цветовая гамма.

Станция ЦСК

«Петровский парк» отделали в зелёных тонах. Также использовали:

  • гранит — чёрный и серый;
  • белый мрамор;
  • зелёный мрамор.

«Савёловская» получила своё имя в честь близлежащего вокзала. Почти 300 тысяч москвичей и гостей города ежедневно проходят через неё. Серые краски подобрали в тон смежной линии метрополитена. Тюбинги без облицовки добавляют оригинальности.

«Марьина Роща» встречает пассажиров колоннами, схожими с фарфоровыми чайниками. Мрамор специально оформили так, чтобы на нём были видны небольшие трещины.

Смысловым центром «Рижской» стало цифровое табло с часами. Арочная конструкция перекликается с аналогичными элементами в других частях станции и одноимённого железнодорожного вокзала.

В «Сокольниках» решили напомнить историю создания московской подземной магистрали. На стенах платформы нанесены портреты начинавших отсюда строительство в далёком 1931-м.

Составители проекта воспроизвели эстетику той эпохи. Не забыли они про вдохновлявших великое техническое свершение художников и архитекторов. Их работы тоже показаны в оформлении станции.

«Электрозаводская» обрадует проходящих 163-метровым панно «Битва героев». Проект посвящён защищавшим древнерусские земли от вторжений врагов. Мастерски использовали светильники, объёмные украшения.

Станция Сокольники
Как считаете, объекты метрополитена следует отделывать:
В ярких красках
0%
Преимущественно оттенками белого
0%
В тёмных тонах
0%
В различных сочетаниях
0%
Сделать упор на рисунки и орнаменты
0%

​Предыстория проекта

«Большое кольцо» упоминалось ещё в 1940-е гг., тогда так называли нынешнюю «Кольцевую линию». Но в начале следующего десятилетия от сооружения меньшего кольцеобразного тоннеля под бульварами столицы отказались, и смысл в слове «Большое» отпал.

О метрокольце вновь вспомнили при подготовке генплана 1971 г. Собирались соединить в него Каховскую и часть Сокольнической линий. Но начать стройку быстро не успели, а затем экономические неурядицы помешали воплощению столь большой программы.

С 1980 до 2010 гг. обсуждали много альтернатив и схем обустройства пересадочной линии. Создание Третьего пересадочного контура стартовало в 2012 г.

Строительство БКЛ

​Что будет дальше

Положенные в основу проекта технические нюансы позволят соединить с Большой кольцевой линией ещё 3 радиальных направления:

  • Бирюлёвское;
  • Рублёво-Архангельское;
  • Троицкое.
Оцените статью
Avicopress.ru - Туристический портал
Добавить комментарий