Петропавловский собор – исторический памятник, который стал одной из первых построек на территории современного Санкт-Петербурга.
- Первый собор Санкт-Петербурга: описание
- История Петропавловского собора
- Закладка в Петербурге первого камня храма в XVIII веке
- Какой архитектор построил собор
- Установка шпиля на церковь
- Похороны Петра I в Петропавловском соборе
- Усыпальница царей
- Собор при власти Советов и в годы войны с фашистами
- Стиль Петропавловского собора
- Архитектурный ансамбль
- Внутреннее убранство в соборе Петра и Павла
- Организованные экскурсии в Петропавловский собор и крепость
- Где находится собор в Питере и как до него добраться
- Контакты, режим работы, официальный сайт собора
- Интересные факты о Петропавловском соборе в СПб
Первый собор Санкт-Петербурга: описание
Петропавловский собор является одной из наиболее значимых достопримечательностей города Санкт-Петербурга. Эта историческая постройка находится на Заячьем острове, на побережье Невы, в непосредственной близости от центральной части города.
Построенный в начале XVIII века, Петропавловский собор служил центром духовности и символом военной мощи Российской империи. Архитектурно собор представляет собой типичный пример петербургского барокко. Он впечатляет своей монументальностью и красивыми фасадами, украшенными колоннами и богатыми декоративными элементами.
Внутри собора посетители могут ознакомиться с историей становления Российской империи и увидеть место захоронения российских императоров, включая Петра I и его прямых потомков.
История Петропавловского собора
Во время строительства собора Петра и Павла в Петербурге его создателей поджидало немало сложностей, которые, тем не менее, с успехом были преодолены, благодаря чему сегодня мы можем любоваться этим величественным сооружением.
Закладка в Петербурге первого камня храма в XVIII веке
Строительство Петропавловского собора исторически связано с постройкой Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Крепость, став первой жилой зоной города, обусловила возникновение первой городской церкви в этом месте. В день Петра и Павла, 29 июня 1703 года, по указу Петра I была заложена церковь, посвященная этим святым.
Наряду с церковью, крепость получила название Петропавловская. Первоначально она была выполнена из дерева и отстроена в русском стиле, но уже имела вместо купола шпиль-башню, которая служила наблюдательной площадкой во время боев со Швецией. Окончательно достроили и освятили храм 1 апреля 1704 года.
Он символизировал бы доблесть и силу России, которая продолжала расширять свои владения и одерживать победы в войне на Балтике.
30 мая 1712 года, в день рождения Петра I, состоялась закладка нового собора. В этот же год в Петербург из Москвы перенесли столицу России. Архитектором нового храма был Д. Трезини, а сам царь набросал эскиз собора. Он приказал начать строительство с колокольни. Новый собор был призван стать главным храмом всей империи.
По задумке Петра, его храм должен был быть выше звонницы Ивана Великого в Московском Кремле (81 м) и церкви Архангела Гавриила, построенной на Чистых прудах в Москве князем Меншиковым (84 м).
Колокольня была задумана как обзорная точка и место, где принимались заграничные гости. С ее высоты Петр I планировал впечатлить их архитектурой новой европейской столицы, оборонительными сооружениями в Кронштадте и красивейшим парком в Петергофе.
Ранее на Руси подобных православных храмов не строилось, поэтому Петропавловский собор является не только ярким примером эпохи Петра I, но и символом столицы нового европейского государства.
Строительство Петропавловского собора заняло значительное количество времени, однако Петр I, к несчастью, не застал его окончания. Работы были закончены в период правления его племянницы Анны Иоанновны.
Какой архитектор построил собор
Главным зодчим Петропавловского собора стал знаменитый мастер Доменико Трезини, который прибыл в Петербург по приглашению Петра I в 1703 году. Во время своего пребывания в новом городе, он возглавил стройку 40 зданий, однако только 10 из них дожили до наших дней, но при этом значительно изменившись по сравнению с их первоначальным обликом.
Колокольня была окончательно завершена только в 1724 году. На ней были установлены куранты и музыкальный инструмент из Голландии, состоящий из колоколов. Шпиль из дерева, который был расположен на колокольне, покрыли позолоченной медью, а привычное русскому человеку распятие поменяли на флюгер в виде ангелочка, который порхал над храмом, держась за его шпиль.
Строительство основного здания храма при императоре Петре оказалось сопряжено с значительными трудностями. Ту деревянную церковь, вокруг которой строили новый собор, демонтировали лишь перед установкой кровли на новом соборе. Впоследствии она была перенесена на Васильевский остров и стала называться именем апостола Матвея.
Иконостас в Петропавловском соборе был смонтирован только в 1731 году при императрице Анне Иоанновне. Окончили строительство Петропавловского собора было только в 1733 году. Его создатель, великий архитектор Трезини, в отличие от Петра, успел довести дело до конца и умер через 7 месяцев после завершения его строительства.
Установка шпиля на церковь
Будущий император Петр особое внимание уделял колокольне, с которой и начали строить каменное здание Петропавловского собора. На Руси до этого строились лишь простые звонницы, затем стали появляться башни чуть выше и с колоколами. Однако лишь при первом российском императоре они становятся неотъемлемой частью русского храма православия.
Петр I хотел, чтобы в Петербурге как можно скорее была создана монументальная постройка с высокой колокольней, ознаменовавшая бы мощь новой столицы и всего государства. До этого наивысшей постройкой в России была колокольня Ивана III в Московском Кремле. Однако уже в 1709 году звонница Петропавловской крепости превзошла это строение, поднявшись на невиданную для того времени высоту – 122 м.
Колокольню покрывали позолоченные листы, которые сверкали под лучами солнца. Все детали из дерева ставил мастер из Голландии Харманн Балос, которого пригласил лично Петр Великий. Плотник, ставший впоследствии известным зодчим, украсил верх колокольни кругом из медной позолоты, а по эскизу Трезини было создано и закреплено на верхней точке шпиля медное распятие с фигуркой летящего ангелочка, который впоследствии стал еще одним неофициальным символом стольного Петербурга.
Петр I, на тот момент уже победивший шведов в Северной войне, решает изменить концепцию Петропавловского собора и превращает его в символ русской воинской доблести. Внутри храма находятся многочисленные реликвии, среди которых ценные трофеи — знамена и ключи от побежденных русскими городов, позже ставшие экспонатами Эрмитажа.
Музыкальные играют простую мелодию, напоминающую звучание часов с башен городов Европы. Кроме того, на башню, которая расположена над входом с запада, согласно архитектурным правилам, устанавливают корильон – инструмент, состоящий из 30 колокольчиков и клавиш. Каждое утро музыкант играл на нем различные мелодии.
В результате страшного пожара, который случился в 1756 году во время грозы, были утрачены шпиль с ангелочком, соборные часы и сама колокольня. В конце XVIII столетия шпиль с ангелом восстановили.
В 1856 году, при императоре Александре II, звонница была украшена обновленным шпилем из металла в форме восьмигранника. Внутри шпиля находится винтовая лестница, созданная инженером Д. Журавским. На его вершине, декорированной позолоченными медными листами, были установлены новый ангел и крест. Благодаря этим доработкам высота собора увеличилась и достигла 123 метров, что сделало ее самым высоким строением того времени не только в Петербурге, но и во всей России.
Похороны Петра I в Петропавловском соборе
Осенью 1724 года по пути в Петербург император увидел военное судно с людьми на борту, вставшее на мель. Петр I, без вопросов к подчиненным, сам бросился им на помощь, несмотря на хроническое заболевание почек. Так как во время спасательной операции он долго находился в холодной морской воде, было вполне ожидаемо, что недуг императора обострится. В итоге Государь слег, и после долгой агонии умер. Произошло это 28 января 1725 года.
Находясь в беспамятстве, император не смог оставить завещания. Поэтому после недолгих дворцовых интриг новой правительницей России стала супруга Петра Великого Екатерина I. По велению своего покойного супруга она велела не хоронить его сразу, а дать попрощаться всем желающим с самым выдающимся правителем России.
Траурная процессия от стен Зимнего дворца до Заячьего острова включала около 10 тыс человек. Колесница с телом императора, запряженная восьмеркой черных лошадей из императорской конюшни, двигалась по Неве под непрекращающиеся залпы пушек. В России в связи со смертью Петра I был объявлен годичный траур.
За те 42 дня, пока тело императора находилось в Зимнем дворце, у стен строящейся Петропавловской крепости была построена часовня. Именно здесь находился гроб, пока строители заканчивали работы в соборе Петра и Павла. И только через 6 лет с момента смерти тело великого русского правителя было предано земле.
Петр Первый захоронен в соборе с левой стороны у алтаря. Рядом с ним покоятся его супруга, императрица Екатерина I, и дочь Елизавета Петровна. Собор построен таким образом, что останки Петра I невозможно эксгумировать — для этого придется только снести храм до основания. Таков был завет Петра, пожелавшего остаться на своей земле навечно.
Усыпальница царей
Первородка Петра I и его супруги Екатерины, двухлетняя Наталья, после трагической смерти была захоронена в стенах еще незавершенного Петропавловского собора. В период с 1715 по 1717 годы здесь появились могилы дочери Петра Маргариты Петровны и сына Павла Петровича. Затем, по велению императора, в храме стали хоронить всех коронованных особ семейства Романовых. Не нашли здесь своего последнего пристанища лишь двое из них — Петр II и Иван VI, первый из которых умер в Москве и был там же захоронен, а второй погиб за границей, и до сих пор неизвестно, где он был погребен.
Нарушил петровский завет император Николай I, который приказал захоронить в Петропавловском соборе своего брата, не являющегося коронованным членом семьи Романовых. С тех пор традиция похорон в этой церкви распространилась на близких родственников правителей, а не только на коронованных личностей.
С 1865 года все надгробия в церкви стали однотипными и строгими. Их изготовили из белого мрамора и украсили позолоченными крестами. Однако сами они оказывались пустыми, поскольку члены семьи Романовых погребались глубоко под землей, а надгробие лишь указывало место захоронения того или иного правителя. Император Александр III решил, что его родители заслуживают большего, и приказал установить на их могиле не мраморные надгробия, а из яшмы (для его отца Александра II), и розового оникса (для матери Марии Александровны).
В 1998 году в Соборе на Заячьем острове состоялись похороны последнего императора Российской империи Николая II и его семьи. Их захоронение расположено в помещении, отделенном от других погребений семьи Романовых. В 2006 году здесь также состоялся последний погребальный обряд — прощание с императрицей Марией Федоровной, умершей в 1928 году в Мадриде. После революции она жила в испанской столице, навсегда покинув Россию. Ее останки захоронили рядом с мужем — императором Александром III.
Внутренняя галерея Петропавловского собора соединена с Великокняжеской усыпальницей, построенной в 1908 году. До революции здесь покоились 13 некоронованных членов царской семьи, некоторые из которых эксгумировали и перенесли сюда из Собора Петра и Павла. В 1992 году здесь были захоронены правнуки императора Александра II — князь Владимир Романов и его жена. Их торжественное перезахоронение состоялось в 2010 году.
Кроме того, рядом с Собором Петра и Павла расположилось комендантское кладбище, на котором захоронены почти все начальники крепости. В конце 80-х годов ХХ века в Петропавловке были обнаружены расстрельные ямы с останками революционеров, погибших здесь в период с 1917 по 1921 годы. Все они были перезахоронены.
Собор при власти Советов и в годы войны с фашистами
С самого начала советского периода, крепость на Петропавловке привлекала к себе внимание властей. В 1918 году у них возникла потребность проводить экскурсии по бывшим тюрьмам и казематам, где когда-то содержались герои революции.
Но до конца 1920 года, пока в Петрограде не было отменено военное положение из-за Гражданской войны, широкий доступ к посещению ключевых мест крепости был ограничен.
На регулярной основе двери Петропавловки были открыты для широкого круга посетителей только в 1922 году.
После окончания двух войн новая социалистическая Россия наконец смогла принять меры по эффективной охране и реставрации исторических объектов на территории Петропавловской крепости. Особо важен для Советов был бастион Трубецкой с его тюрьмами, который был взаимосвязан с российским движением революционеров. В 1923 году в правительстве города решили передать Бастион и тюремное помещение Музею Революции.
Тогда же началось восстановление Петропавловского Собора. Ремонт и восстановление интерьера Собора имели ключевое значение с учетом его ценности как исторического объекта и памятника архитектуры. Однако, чтобы обеспечить доступ посетителей к самым сокровенным местам крепости и их комфорт во время экскурсий, проведенные ремонтные работы на Соборе и Трубецком бастионе оказались недостаточными.
Поэтому с 1925 по 1927 годы была проведена масштабная работа по благоустройству территории Заячьего острова: смонтированы тротуары и высажены газоны, кустарники и деревья, проведены земляные работы по укреплению берега Невы. Петропавловский собор в эти годы обрел свой современный облик, который поддерживается до сих пор. в 1920-х годах ХХ века он стал музеем и памятником архитектуры, богослужения в нем в годы советской власти не проводились.
В страшные три года фашистской блокады, музейными работниками предпринимались все возможные меры по сохранению исторических ценностей и архитектурных памятников Петропавловки. Шпиль Петропавловского Собора во время активных бомбежек маскировался. В декабре 1942 года солдаты ПВО восстанавливали крышу, пострадавшую от снарядов. Все окна в результате обстрелов оказались без стекол, и воины тщательно закрывали все отверстия собора, чтобы защитить историческую ценность от пагубного воздействия влаги, которая в Ленинграде всегда повышена.
После окончания войны Петропавловский собор стоял разбитым до 1952 года, лишь тогда начали восстанавливать его фасады. К 1956 году реставраторы занялись интерьерами храма. Только в 2008 году в Петропавловском Соборе состоялась первая пасхальная служба, которых не проводилось здесь со времен Гражданской войны.
Стиль Петропавловского собора
Петр I, выдающийся деятель своего времени, отличался необычайной энергией и жесткостью. Он всегда действовал с упорством, никогда не отклоняясь от своих решений. Одним из его самых грандиозных проектов было возведение новой столицы, которая отличалась от патриархальной и боярской Москвы. Петр I приложил все свои силы на строительство своего личного «райского уголка», а Петропавловский собор стал ярким воплощением этого стремления.
Петропавловская крепость — это уникальное сочетание различных стилей архитектуры, основополагающим из которых является петровский барокко, развивающийся в Петербурге в XVIII веке под началом Петра I. Этот стиль характеризуется строгой элегантностью и роскошной внутренней отделкой. Влияние петербургского барокко на архитектуру Петропавловской крепости видно в ее фасадах, башнях с крышами в виде шатров, а также обилии статуэток, росписи и фресок.
Высота Собора — 123 метра, из которых шпиль занимает 40 метров. В процессе украшения последнего использовано более 8 кг червонного золота. Колокольня Петропавловки уникальна – она состоит из курантов, которые Петр привез из Голландии, русских православных колоколов и корильонов.
Собор значительно отличается от крестово-купольных церквей, принятых в православии. Его форма больше напоминает образцы западноевропейской архитектуры, так как она вытянута с запада на восток, а не в виде квадрата.
Экстерьер первого собора Петербурга выглядит сдержанно и лаконично. Фасады декорированы пилястрами и головами ангелов херувимов на облицовке окон. На востоке храма расположена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», выполненная художником П. Титовым. Фасад на западной стороне, являющийся основой звонницы, украшен 6 пилястрами с обеих сторон от основного входа в храм. Основной купол и его подвижная часть находятся над престольной частью церкви, которая сдвинута на восток и увенчана небольшим барабаном с куполом.
Архитектурный ансамбль
Крепость на Заячьем острове отличается уникальной архитектурой и размещением построек, которые были спланированы с учетом военных целей тех лет. Архитектурный ансамбль, раскинувшийся вокруг Петропавловского собора, имеет следующие особенности:
1. Крепость повторяет круглую форму острова, на котором расположена, что делает ее защиту особенно эффективной. Такая форма затрудняет штурм и осаду врагами. Кроме того, форма круга позволяет рассредоточить оборонительную армию и эффективно защищаться на любых направлениях.
2. В самом сердце крепости находится Петропавловский собор, являющийся одной из основных построек. Ее местоположение выбрано не просто так, оно подчеркивает духовное значение крепости.
3. Форты Петропавловки были размещены вдоль берега Невы. Такое положение дает удобный доступ к воде и использование фортов в оборонных целях. Кроме того, с них открывался хороший обзор, что помогало вовремя обнаружить вражеские корабли и подготовиться к обороне.
4. На территории крепости около собора расположен внутренний дворик, который является центральным местом крепости. Здесь располагаются самые важные постройки — арсеналы с оружием, казармы для проживания личного состава и командные пункты. Он спланирован таким образом, чтобы из одного помещения крепости можно было максимально быстро и удобно добраться в любое другое. На пересечении всех маршрутов в крепости и находится Петропавловский собор.
Внутреннее убранство в соборе Петра и Павла
Габариты собора на плоскости невелики: его длина составляет 61 м, а ширина – 27,3 м. Высота стен до карниза достигает 15 м. Для внутренней отделки Петропавловского собора было использовано 200 кг червонного золота из царской казны. При украшении храма применялись дорогие породы камня, такие как мрамор и яшма
Пространство внутри храма с помощью колонн подразделяется на три отдельных зала, что создает парадную и торжественную атмосферу внутри, которой никогда до этого не ощущалось в обычных православных храмах. Колонны в соборе отделаны мрамором и родонитом, что придает им особое великолепие. Пол собора был выложен из обработанных известняковых плит. Это добавляет еще больше красоты и роскоши этому месту.
Под сводами собора размещено 18 картин, изображающих сцены из евангельских сюжетов. Для того времени, когда собор был построен, такой дизайнерский прием был в диковинку, ведь раньше стены православных храмов были украшены исключительно фресками. Создание этих картин было поручено голландскому художнику Георгу Гзелю, с которым Петр I познакомился во время нахождения в Амстердаме. У него в подмастерьях были русские живописцы В.Игнатьев и А.Матвеев. Лепнина в соборе была создана итальянскими мастерами Игнатио Росси и Антонио Кварди.
Особая атмосфера торжественности и праздника в Петропавловском соборе была создана благодаря обилию света, проникающего через огромные окна в барабане. Также яркости в помещении способствовали 5 паникадил из бронзовой позолоты, яркие стеклянные мозаики из Венеции и горный хрусталь в люстрах.
К ней ведет крутая лестница из дерева, украшенная библейскими сюжетами на тему «Сначала было слово». В храмах православия раньше не произносили проповедей, однако Петр I стал основоположником этого новшества. Верхняя часть кафедры была декорирована скульптурами Петра и Павла, а также 4-х проповедников Евангелия. Завершает этот ансамбль белый голубь, символизирующий Отца.
Напротив кафедры находилось царское место — невысокий помост, декорированный бархатом с золочёной вышивкой и с золотой короной наверху. Рядом с ним располагались царские атрибуты — держава и скипетр.
Главным украшением храма является иконостас. В работах над созданием этого произведения, которыми руководил архитектор И.Зарудный, были использованы лиственница и липа. В иконостасе находятся 43 иконы, созданные художниками петербургской артели Меркурьевым и Артемьевым. Также его украшают приподнятые щиты, перекрещенные мечи, статуи и арки, напоминающие о подвигах российской армии в годы Северной войны.
В центре иконостаса располагаются царские ворота, на которых находятся образы апостола Гавриила с цветком в руках, и архангела Михаила с мечом. Ворота украшены перекрестными ключами от рая, которыми управляет св.Петр.
На иконостасе в центре находится икона Воскресения Христова, а по бокам от нее — лики Давида и Соломона. Наверху находятся ангелы бога Саваофа. Горизонтально расположенные иконы отсутствуют на иконостасе, что подчеркивает его отличие от прочих православных храмов, вместо этого святыню украшают скульптуры.
Через ажурные ворота можно увидеть позолоченную ткань, приподнятую над престолом при помощи четырех резных винтов. С обеих сторон ворот установлены изображение Богоматери с дитем и лик Иисуса в парадной одежде московских царей.
Помимо этого, на иконостасе находятся иконы Александра Невского, князя Владимира, а также святой Ольги и святого Бориса с Глебом. Особое место занимают иконы с тематикой Ветхого Завета.
Центральный зал собора освещается 5 бронзовыми позолоченными люстрами. Расположенная перед алтарем люстра оригинальна и датируется XVIII веком, 4 другие были воссозданы во время реконструкции храма после окончания Великой Отечественной войны.
Организованные экскурсии в Петропавловский собор и крепость
Посетить Петропавловский собор можно как в одиночку, так и в составе организованной группы. Второй вариант более предпочтителен, так как опытный гид во время экскурсии расскажет обо всех экспонатах и значимых событиях, произошедших на территории Петропавловской крепости в течение ее 300-летней истории.
Примерная программа и стоимость экскурсий в Петропавловскую крепость с посещением Собора Петра и Павла
Название | Программа экскурсии | Стоимость |
---|---|---|
Петропавловская крепость — сердце Петербурга | Монетный двор, русская “Бастилия” и Петропавловский собор | 4000 р за группу до 5 человек |
Истории Петропавловки и выстрел пушки | Императорская усыпальница, собор Петра и Павла, панорама Невы | 10800 за группу до 10 человек |
Тайны Заячьего острова | Ивановский мост, Комендантский дом, Монетный двор, Петропавловский собор, бастионы | 4980 за 6 человек |
Тайны царской тюрьмы в Петропавловской крепости | Тюрьма Трубецкого бастиона, Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница | 3900 за группу до 20 человек независимо от количества участников |
Где находится собор в Питере и как до него добраться
Адрес Петропавловского собора: город Санкт-Петербург, территория Петропавловская крепость, 3Д
В зависимости от изначальной точки маршрута добраться до Петропавловского собора можно несколькими способами.
- Пешком. Из историческом центра города самый простой путь — неспешная прогулка. Для этого нужно пройтись вверх по Невскому проспекту и продолжать движение против течения реки Невы, пройдя Медный всадник и улицу Большую Посадскую. Затем нужно повернуть влево на Сампсониевский сад и дойди до Биржевой площади. Оттуда уже с Петровской набережной перейти на Заячий остров, где и находится Петропавловский собор.
- Метро. Самое ближайшее метро к Петропавловской крепости — станция «Горьковская» (линия 2, синяя ветка). После выхода на землю нужно пройти небольшое расстояние до набережной Невы и повернуть направо. Через несколько минут будет виден Петропавловский собор.
- Автобусы. До собора можно добраться на маршрутах № 1, 7, 10, 24, 191 или 203. Выйти следует на остановке «Петропавловская крепость». Оттуда всего несколько минут ходьбы до Петропавловского собора.
Контакты, режим работы, официальный сайт собора
Полезная информация, которую можно использовать для планирования посещения Петропавловского собора:
- Телефон: +7 (812) 230-64-31
- Электронная почта: gmispb@cult.gugov.spb.ru
Режим работы:
- Понедельник-воскресенье(кроме среды): с 10:00 до 18:00
- Среда: профилактика
Важно знать, что время работы может изменяться в связи с проведением церковных обрядов или других мероприятий, поэтому перед посещением следует проверить актуальное расписание на официальном сайте Петропавловского собора.
Сайт: https://www.spbmuseum.ru/themuseum/visitors/regis.ph Здесь вы сможете найти дополнительную информацию о храме, его истории, экспозициях и других интересных событиях.
Интересные факты о Петропавловском соборе в СПб
- До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Петербурга.
- В историческом центре Питера действует “небесная линия города” — черта, выше которой нельзя строить здания. Если нарушить это правило, из разных точек центра города может быть не виден шпиль Петропавловки.
- Размах крыльев ангела на шпиле Петропавловского собора превышает 3 метра.
- Большевики планировали заменить ангела на шпиле собора на красную звезду. Осуществить свои планы они не успели, так как началась война с фашистской Германией, а в послевоенное время было уже не до этого.
- Во время плановой замены ангела на шпиле Петропавловки, бывший мэр Петербурга Анатолий Собчак оставил под фигуркой послание для своей дочери. Капсулу с письмом должны будут передать Ксении Анатольевне в 2045 году.