Успенский собор во Владимире: древнейший памятник русского зодчества и место сохранения православных святынь

Достопримечательности

Успенский собор во Владимире —  величественное архитектурное сооружение,  имеющее важное культурное значение. Посещение этого собора — это уникальная возможность окунуться в историю Древней Руси, ведь здесь можно своими глазами увидеть творения древнерусских мастеров иконописи.

Успенский собор

Описание Успенского собора во Владимире

В городе Владимире на побережье Клязьмы находится великолепный храм, удивляющий своей изысканной архитектурой. Это Кафедральный Успенский собор – неотъемлемая часть русской культуры и истории. Именно здесь крестили на княжество князей Древней Руси  из Московии и Владимирщины. 

Этот шедевр ранней русской архитектуры был возведен в XII веке. Он был взят за образец при строительстве аналогичного храма Успения в Москве. Ныне этот собор состоит в списках Всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь он является одним из важных архитектурных памятников мирового значения. В храме проводятся богослужения, а музей, открытый для посетителей, позволяет погрузиться в богатую историю этого удивительного места.

Как выглядит Успенский собор

 История строительства Успенского собора

Возведение Успенского храма началось в XII веке и продолжалось несколько лет. Благодаря мастерству и таланту его создателей, храм стал идеальным образцом архитектуры  владимиро-суздальской Руси.

При каком князе был построен

В 1157 году  князь Андрей Боголюбский, правивший во Владимире, привез из Вышгорода в свой город Боголюбово лик Божьей Матери. Однажды она неожиданно появилась в воздухе рядом с ним и указала ему место для возведения храма для этой святой иконы. Именно здесь и был заложен первый камень вскоре построившегося  Успенского собора.

Стройка собора во Владимире стартовала весной 1158 года. У князя была грандиозная цель —  он хотел объединить под своим началом все древнерусские княжества, которые в то время жили обособленно друг от друга. Для этого ему требовалось создать единый для всей Руси православный центр. 

Икона Богородицы, привезенная князем, впоследствии оказалась святыней православной Владимирской епархии. Сам князь приказал нарядить икону Божьей Матери в оклад из золота и серебра.

Строительство  было завершено всего за 3 года. В 1161 году храм был подготовлен к освящению и изнутри. И его автором, и архитектором был Андрей Боголюбский. 

Иконостас собора был богато украшен позолотой и дорогими камнями. Внутреннее  оформление собора поражало и восхищало своей роскошью. Белый известняк, из которого был построен храм, создавал легкость в массивном здании и придавал ему величие.

Андрей Боголюбский с иконой

Особенности создания постройки на Клязьме

В 1174 году Андрей Боголюбский, ставший жертвой заговорщиков, погиб. После его смерти храм, лишившийся своего покровителя, был разграблен его противниками. Они забрали из собора все святыни и ценности, включая драгоценные оклады и роскошную церковную утварь. В 1185 году большой пожар, случившийся во Владимире, уничтожил 32 церкви в городе, включая и Успенскую.

Через год после пожара князь Всеволод принял решение восстановить храм. Но увидев, в каком состоянии он после пожара, князь задумал кардинально перестроить его, так как восстанавливать там было практически нечего. Для выполнения реконструкции Всеволод Большое Гнездо привлек к работам русских архитекторов и строителей.

Используя обгоревшие  стены в качестве проемов-столпов между нефами, мастера расширили размеры храма  и добавили с трех сторон приделы.

В результате оказалось, что предыдущее здание собора находилось внутри периметра нового здания. Увеличение  площади позволило создать более просторное храмовое пространство: пять нефей простиралось в длину на 30 метров и в ширину на 30,8 метров. Также была расширена алтарная часть.

Вокруг главного купола собрали шлемовидные, которые ранее располагались в углах. В августе 1189 года новый храм заработал. В 1193 году храм снова пострадал от огня, но на этот раз обошлось без серьезных последствий. 

В боковых притворах храма были оборудованы усыпальницы для княжеской и патриаршей семьи. Кроме того, рядом с храмом были построены палаты для епископа и другие сооружения. В 1237 году в соборе были созданы росписи на «всеволодовых галереях», но при осаде Владимира Батыем в 1238 году фрески были разломаны.

Осада Владимира татарами

В период татаро-монгольского нашествия были разграблены все богатства храма, похищены украшения и уничтожены иконы. Успенский собор стал местом трагической гибели невинных владимирцев, которые не пожелали сдаваться ордынским захватчикам. Княгиня Агафья и многочисленные княжеские родственники, запертые в храме вместе с епископом, нашли там свою могилу, сгорев в огне. Позже их всех канонизировали как великомучеников.

Удивительно, но в таких условиях святой образ Владимирской Богоматери не пострадал. Его разместили в восстановленном храме, ремонт которого закончили в 1281 году. В 1299 году митрополит киево-галицкий Максим прибыл во Владимир после того, как святой образ явился ему и указал служить здесь. Владимирская Митрополия продолжала существовать в городе до 1325 года, пока следующий за Максимом  митрополит Петр не принял решение перевезти центр православия Руси в Москву, что привело к очередному забвению храмового здания

Восстановление храма, выполняемое князем Василием, сыном Дмитрия Донского, было длительным и основательным. Для реконструкции были приглашены и занялись обновлением внутренних фресок собора в 1408 году такие талантливые иконописцы и мастера, как иконники Андрей Рублев и Даниил Черный. Результат их работы превзошел все ожидания. Их великолепные фрески сохранились до сих пор, они привлекают внимание любителей искусства и исследователей со всего мира.

Одна из сохранившихся фресок

В росписи сводов были использованы мотивы из евангельских историй. Здесь же был создан уникальный иконостас. Однако в 1411 году храм вновь подвергся атакам татаро-монголов. В результате возгорания от орудий врагов, храмовые колокола были уничтожены. После этого и до XVII века собор был в очередной раз заброшен, его святые стены были разбиты и обуглены. Птицы заселили эти развалины, и у православных уже не было надежды на то, что когда то этот храм вновь зазвонит колоколами и позовет мирян на церковную службу.

В 1767 году императрица Екатерина II прибыла во Владимир. Главный собор города, встречавший ее, выглядит удручающе. Росписи потекли, что привело императрицу к решению о необходимости провести тотальную реставрацию собора. Екатерина выделила 14 тысяч рублей на его восстановление.

В 1768 году боковые галереи были перестроены в часовни, которые нарекли именами святых Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского.

Крыша была покрыта листовым железом, на ней установили водосточные трубы. Также удалены старые разбитые кирпичные контрфорсы и восстановлены окна. Луковицы на крыше заменили на шлемообразные купола, покрыли известью стены и своды. Оконные проемы были оборудованы решетками.

Иконостас, созданный Андреем Рублевым, был продан. Фрески Рублева были замазаны мелом. В соответствии с тенденциями XVII века в соборе был установлен трехрядный барочный позолоченный  иконостас. Иконы для него были написаны иконописцами, родившимися во Владимире. В мае 1774 года архиерей Иероним  освятил обновленный собор Успения Богородицы.

Собор в 18 веке

XIX век ознаменовался приходом новой эпохи и правителей, в течение которой храм снова пришел в запустение. В конце 1800-х годов около собора была построена звонница в классическом стиле, чтобы оживить территорию, а также добавить свежих красок в ее архитектуру.  В 1810 году была возведена еще одна колокольня по задумке Вершинского, со шпилем 56 метров.

В 1862 году в соборе был основан новый храм, посвященный святому Георгию Победоносцу, который объединили с колокольней. Кроме того, была добавлена новая часовня, посвященная чуду архистратига Михаила в Хонех. В 1871 году к собору было пристроено крестильное помещение.

События Гражданской войны и двух революций в значительной мере повлияли на храм, даже несмотря на то, что он был в то время закрыт. В своей борьбе против веры советская власть закрывала все храмы в стране, поэтому и  в стенах Успенского собора вскоре после Революции открылся Музей атеизма. Но в военный 1944 год горожане все же отстояли у городских депутатов Владимира этот  храм, и он вновь открыл свои двери для православных христиан.

Архитектура и стиль собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Успенский собор во Владимире – величественный белокаменный храм, удивляющий своей архитектурой с характерными вертикальными элементами. Он построен с использованием изящных оконных проемов, придающих ему особую грацию и величие. Несмотря на множество перестроек, собор до сих пор сохраняет свой древний облик.

Внутреннее пространство собора подразделяется на равные части. Величие храма подчеркивают его пять глав – центральная обозначает Иисуса Христа, а четыре остальные  посвящены проповедникам Евангелия Иоанну, Матфею, Марку и Луке. Городская владимирская легенда гласит, что в самой большой главе собора расположен тайник, где веками хранились сокровища древнерусских князей.

Благодаря своей монолитности и равномерному распределению элементов архитектуры, собор является довольно прочным строением.

Его парафиальные входы на севере и юге впечатляют своим величием. Главный вход декорирован арками с бусами, что является типичным декоративным элементом древней архитектуры. Стены собора в середине украшены аркатурно-колончатым поясом, что придает храму ему еще большую изысканность.

Изначальная высота Успенского храма достигала 32 м, но при реставрации князем Всеволодом она увеличилась на 5 м и составила 37 м, включая аспиды. Ширина храма после реконструкции составляет около 30 метров, а каждая галерея имеет примерно 5,5 метра длины. Успенский собор вмещает одномоментно около двух тысяч человек, что подчеркивает его важность и значимость в христианском мире.

Собор с высоты

Интерьер Успенского кафедрального собора во Владимире

Сегодня Успенский собор является не только памятником истории, но и ценным наследием всего человечества, его эстетическая ценность и историческое значение признаны на уровне ЮНЕСКО.

Какие святыни находятся в Успенском соборе 

Успенский собор во Владимире — уникальное место, где хранится множество святынь это — фрески, мощи святых и иконы. Каждый год тысячи паломников из разных стран мира приезжают в этот город помолиться чудотворным иконам и полюбоваться на эти древние произведения искусства.

Особое внимание уделяется иконам Богородицы. Самая известная из них — икона Богоматери, являющаяся одной из наиболее почитаемых. В Русской Православной Церкви целых три дня выделено для почитания иконы Владимирской Богородицы — два летом и один осенью. Каждый из этих дней ознаменован освобождением православных  земель от монгольских завоевателей. Копия этой иконы кисти Андрея Рублева хранится в Третьяковской галерее.

В Успенском соборе хранятся еще две иконы Богородицы — Боголюбская и Максимовская. Максимовская Богородица создана в XIII веке, после явления этого святого образа  митрополиту Максиму. Боголюбская икона была создана для Андрея Боголюбского в XII веке. Это одна из самых древних русских иконописей. 

Икона Владимирской Богоматери

Успенский собор служит местом упокоения великих князей, которые были канонизированы и причислены к лику святых:

  • князь Андрей Боголюбский, создатель собора и объединенного княжества Владимира и Суздаля, убитый в 1174 году;
  • Глеб Муромский, покровитель Русской земли;
  • Георгий Всеволодович — его канонизировали лишь спустя 4 столетия после смерти;
  • часть мощей Александра Невского — одного из проповедников раннего православия на Руси.

Всего в храме можно прикоснуться к мощам более 30 православных святых и преподобных. Мощи одних хранятся здесь полностью, другие же разделены и находятся в разных соборах, чтобы как можно больше прихожан могли прикоснуться к ним. 

Мощи Андрея Боголюбского

Кто расписывал церковь внутри

Успенский собор во Владимире является уникальным местом, так как он хранит фрески, созданные великим Андреем Рублевым. Во время росписи владимирского храма Рублев сотрудничал с иконописцем Даниилом Черным, ставшим впоследствии его соратником и близким другом. Однако никто не может сказать наверняка, какие именно работы были написаны одним только Рублевым, а какие — с помощью Даниила Черного. Доподлинно известно лишь то, что Андрей Рублев лично работал над росписью Кафедрального Успенского собора и был автором его фресок.

Фрески работы А.Рублева и Д.Черного сохранились лишь частично. Чтобы разглядеть самые важные из них, нужно понимать, где они находятся на сводах собора. 

Название фрескиРасположение
“Страшный суд”Два нефа на западном своде
“Христос во славе”Нефы на центральном своде
“Лоно Авраамово”Западный свод
“Шествие праведников в рай”Нефы на южном своде
Фрески в соборе

Интересные факты об Успенском соборе во Владимире

  • Во время очередного нападения татарского войска ключник собора Патрикей спрятал сокровища, принадлежащие православному храму. В боях он был убит, и унес собой в могилу место тайника. Оно до сих пор остается неизвестным, поэтому кладоискатели периодически появляются в окрестностях Владимира в поисках этих драгоценностей.
  • Главный колокол колокольни был перелит из старого, который был снят с храма в период советской власти.
  • В 1934 году у властей возникла идея превратить колокольню собора в спортивное сооружение. Она была преобразована в вышку для прыжков с парашютом с высоты 56 метров. Однако проект быстро прекратили из-за неудачных падений спортсменов, которых ветром разносило в разные стороны. Чтобы избежать трагедий и инвалидности спортсменов, прыжки были запрещены.
  • Во время войны храм и его прихожане просили помощи для поддержки фронта у жителей города. Они откликнулись, и в итоге собор собрал средств столько, что хватило полностью укомплектовать танковую колонну. За это Успенский собор был награжден грамотой за личной подписью Сталина.
Колокольня

Экскурсии в главный храм города Владимира

Экскурсия в белокаменный Успенский собор XII века погрузит посетителей в раннюю историю России. Этот величественный храм, созданный лучшими мастерами страны, является культурным наследием Владимиро-Суздальской Руси. Гид для экскурсионной группы станет проводником во времени и расскажет о том, как и почему храм сохранил свою уникальность, хотя был построен еще до вторжения монголов.

На экскурсии можно понять глубинный смысл фресок, созданных в эпоху князя Андрея Боголюбского, и познакомиться с понятием «собор в соборе». В главном зале собора можно полюбоваться на великолепные фрески, созданные великим художником-иконописцем Андреем Рублевым и его соратниками.

В храме можно помолиться русским святым и духовным сподвижникам, чьи мощи хранятся здесь, включая Андрея Боголюбского, Александра Невского, Георгия Всеволодовича.

Собор внутри

Стоимость экскурсии — 600 рублей. Можно попасть в храм и за 350 рублей, если посетитель является студентом, пенсионером, инвалидом 2-3 групп или членом многодетной семьи. Бесплатно посетить экскурсию в храм могут дети до 7 лет, ветераны боевых действий, инвалиды 1 группы и обладатели Пушкинской карты.

Экскурсия проводится ежедневно. Сеансы в будние дни начинаются каждый новый час, с 10 до 16 часов. По выходным и праздничным датам добавляются дополнительные группы каждые полчаса.

Сбор групп проводится в Успенском соборе у церковной лавки. Продолжительность экскурсии — 45 минут.

Попасть в храм можно и без билета, но в этом случае никто не будет рассказывать о произведениях искусства, расположенных в этом древнем месте. Достаточно прийти в собор до 9 утра либо после 16 вечера, чтобы попасть на богослужение, которое всегда бесплатно.

Купол изнутри

Адрес, режим работы, официальный сайт Успенского собора

Успенский Кафедральный собор находится по адресу г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 43. Режим работы — с 8.30 утра и до 7 вечера.

Оцените статью
Avicopress.ru - Туристический портал
Добавить комментарий